Подрядные строительные организации, а вместе с ними и СРО продолжают задавать вопросы о механизме действия перерасчёт контрактов. В частности, подлежит ли перерасчёту стоимость материалов по прайс-листам 2021-2022 годов при перерасчёте цены госконтракта, заключённого в 2020-ом, в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на основании постановления Правительства РФ от 9 августа 2021 года № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»? Ответ Минстроя России на этот вопрос опубликовала Ассоциация саморегулируемая организация «Ивановское Объединение Строителей» (Ассоциация СРО «ИОС», СРО-С-114-16122009). На это обратил внимание наш добровольный эксперт из города Иваново.
***
Положениями постановления № 1315, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ установлена возможность изменения существенных условий контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы при условии, если:
1. Контракт заключён до 3 декабря 2022 года.
2. Обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 14.2 Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утверждённой приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 года № 841/пр, рассчитывается коэффициент корректировки цены (Ккор) на основании сметной документации, определяющей сметную стоимость всех работ, предусмотренных проектной документацией по объекту строительства, используемой при определении начальной (максимальной) цены контракта с учётом показателя Цнов.
При расчёте показателя Цнов сметная стоимость строительных материалов и (или) оборудования, принятых в сметной документации по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов, ценовые показатели которых по данным подрядчика претерпели существенное изменение, определяется по результатам конъюнктурного анализа.
Следует учитывать, что при расчёте показателя Цнов, необходимого для дальнейшего расчёта коэффициента корректировки цены контракта (Ккор), используется информация о фактической цене приобретения строительных материалов и (или) оборудования, принятых в сметной документации по фактической стоимости на основании договоров поставки, прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов, в случае, если такое решение принято заказчиком.
Как уже сообщал ЗаНоСтрой.РФ, Минстрой России в настоящее время рассматривает введение более глобальной модели, которая позволит фиксировать в контрактах на строительство формулы обязательного ежегодного пересчёта их цен с использованием актуальных индексов-дефляторов в целях обеспечения гибкого реагирования на изменение цен на строительные ресурсы.
Переход от заключения контрактов в твёрдой цене на весь срок строительства к внедрению нового механизма ценообразования предлагается осуществить в три этапа.
В рамках первого этапа предполагается внести изменения в законодательство и ряд нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие внедрение формульного образования цены контракта в отношении невыполненных и неоплаченных работ с использованием уточнённых прогнозных индексов-дефляторов.
На втором этапе вместо одного индекса-дефлятора планируется внедрить несколько по разным видам объектов: гражданские, производственные, линейные.
На третьем этапе – по результатам реализации первых двух этапов – планируется рассмотреть вопрос о целесообразности установления порядка пересчёта стоимости уже выполненных работ как в большую, так и в меньшую стороны при существенном отклонении ценовых параметров