Суд обязал Ассоциацию Саморегулируемая организация «Московское объединение строительных предприятий малого и среднего предпринимательства – ОПОРА» (Ассоциация СРО «МОСП МСП – ОПОРА», СРО-С-195-09022010) выплатить взнос покинувшей СРО компании её цессионарию. С подробностями – наш добровольный столичный эксперт.
***
Общество с ограниченной ответственностью «СМП» в период с 15 января 2010 года по 19 июня 2017-го являлось членом Ассоциации СРО «МОСП МСП – ОПОРА». Членство компании в саморегулируемой организации было прекращено 19 июня 2017 года на основании заявления о добровольном выходе из состава СРО.
Летом 2022 года Общество направило в адрес саморегулируемой организации заявление о возврате уплаченного ООО «СМП» взноса в компенсационный фонд в размере 2.000.000 рублей. Однако, спустя неделю после своего обращения, Общество получило ответ из СРО с отказом в перечислении средств.
А ещё через несколько дней ООО «СМП» заключило с ИП Аюшеевым Е. А. договор об уступке прав требований (цессии). На основании этого договора общество уступило индивидуальному предпринимателю своё право требования к Ассоциации «МОСП МСП – ОПОРА» в размере 2.000.000 рублей, возникшее из обязательства СРО перечислить ООО «СМП» в соответствии с частью 14 статьи 3.3. Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» денежные средства в размере 2.000.000 рублей, ранее уплаченных Обществом в качестве взноса в компфонд СРО.
После заключения договора ИП Аюшев Е. А. обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд Московской области, требуя обязать СРО возвратить ему уплаченный ООО «СМП» взнос в КФ в размере 2.000.000 рублей.
Представитель ответчика возражал в суде относительно исковых требований указывая, что договор цессии, на основании которого истец приобрёл право требования, имеет признаки притворной сделки. Такое заключение ответчик сделал в силу того, что пунктом 6 заключённого между ООО «СМП» и ИП Аюшев Е.А. договора цессии было предусмотрено, что уступка права требования к индивидуальному предпринимателю переходит на безвозмездной основе. Тем самым, сделка с точки зрения СРО являлась ничтожной, а требование истца не основано на законе.
Рассматривая дело № А40-199252/22-45-1369, суд указал, что, согласно части 14 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ, юридическое лицо, членство которого в СРО прекращено, и которое не вступило в иную саморегулируемую организацию, вправе в течение года после 1 июля 2021-го подать заявление в СРО о возврате внесённых взносов в компенсационный фонд. После выхода из состава СРО «МОСП МСП – ОПОРА» ООО «СМП» впоследствии в иную СРО не вступало, доказательств обратного не в суд не представлено.
Поэтому у СРО «МОСП МСП – ОПОРА» возникло право на возврат уплаченных им в компенсационный фонд СРО денежных средств в общей сумме 2.000.000 рублей. Суд отклонил возражение СРО относительно невозможности возврата средств КФ не тому лицу, которое их уплатило в период членства в саморегулируемой организации, а иному лицу, к которому требование перешло по договору цессии. Этот довод был отклонен судом на том основании, что по договору цессии уступлены не корпоративные права, а право требовать исполнения денежного обязательства, возникшего в связи с прекращением членства в СРО, которое не обусловлено корпоративными отношениями. Поэтому норма о неотчуждаемости членства в саморегулируемой организации, предусмотренная пунктом 3 статьи 123.11 Гражданского кодекса РФ, в данном случае неприменима.
Суд также отклонил довод ответчика о ничтожности договора, который выдвигала саморегулируемая организация. Свою позицию СРО обосновывала статьей 575 ГК РФ, согласно которому не допускается дарение в отношениях между коммерческими организациями. Суд указал, что одной из сторон договора является индивидуальный предприниматель, и поэтому статья 575 ГК РФ в данном случае неприменима.
На этом основании суд постановил взыскать с Ассоциации СРО «МОСП МСП – ОПОРА» 2.000.000 рублей в пользу ИП Аюшеева Е. А. Решение вынесено Арбитражным судом города Москвы 7 февраля 2023 года и может быть обжаловано в месячный срок.