Контракты на «покупку квартир» – это заказы муниципалитетов и Правительства региона. Поэтому при исполнении подобных контрактов руководству Сахалинской области необходимо разработать чёткие условия для поддержки строительного бизнеса, учесть возможные отрицательные моменты, чтобы не доводить подрядчиков до разорения. В этом уверены в региональной саморегулируемой организации. С подробностями – наш добровольный эксперт из Южно-Сахалинска.
***
На прошлой неделе на заседании рабочей группы в Правительстве области Ассоциация Региональное отраслевое объединение работодателей «Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей» (Ассоциация «Сахалинстрой», СРО-С-019-06072009) в очередной раз призвала заказчиков пересмотреть и принять меры по снятию многомиллионных неустоек по контрактам на «покупку квартир на первичном рынке» с членов СРО – ООО «Восток-ДСМ» и ООО «Армен». Более полугода Ассоциация «Сахалинстрой» бьётся за права этих двух муниципальных подрядчиков, представляющих средний и малый строительный бизнес.
ООО «Восток-ДСМ» в 2020 году заключил с Корсаковским муниципалитетом контракт на продажу 128-ми квартир, а фактически на строительство жилых домов с последующей продажей муниципалитету квартир в них. Жилые дома были построены в 2021-ом. Из-за скачка цен на строительные материалы стоимость контракта увеличилась на 158 миллионов рублей. В 2022 году подрядчик, исполняя постановление Правительства РФ № 1315 и изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ о возможности изменений существенных условий контракта, пересчитывал цену. Правительство региона и муниципалитет Корсаковского района также были в этом задействованы.
Кроме того, Правительство Сахалинской области около двух месяцев вносило изменения в областной закон № 95, который регулирует формирование адресно-инвестиционной программы области. В частности, рассматривали возможности изменения цены закупки квартир на первичном рынке.
Застройщик более полугода выполнял требования федеральных и областных нормативных документов, ожидал их принятия, велась большая переписка с мэрией и Правительством области. Юридическая служба Ассоциации «Сахалинстрой» оказывала необходимую помощь своему члену.
В результате заказчик выставил пеню за неисполнение сроков контракта в сумме более 40 миллионов рублей.
В октябре прошлого года на совещании с заместителем председателя областного Правительства Сергеем Олонцевым, курирующим строительный комплекс региона, с министром строительства Сахалинской области, мэрией МО «Корсаковский ГО» было принято решение передать квартиры заказчику без повышения цены (по первоначальной цене закупки в 2020 году – 84 тысячи рублей за метр квадратный при нормативной цене в 2022 году – 135 тысяч рублей, а рыночной – 160 тысяч рублей) и снять претензии по начисленным пеням, отозвать исковые заявления. Подписали протокол.
Застройщик все договоренности исполнил, продал квартиры муниципалитету почти в 2 раза ниже рыночной стоимости – себе в убыток. Заказчик (муниципалитет) свои обязательства не исполнил.
Такая же история произошла и с ООО «Армен» в Смирныховском районе. Подрядчик построил дома, и сразу же туда заселили жильцов, но подписали передачу квартир намного позже по разным причинам. Одна из которых – застройщик ждал, будет ли повышение цены закупки квартир у ООО «Восток-ДСМ». И за эти дни, когда жильцы уже живут в новых домах, подрядчику по договору начислили пеню до дня подписания договора передачи квартир.
Данная история демонстрирует, как мэры в Корсакове и в Смирных относятся к своему же строительному бизнесу (ООО «Армен» зарегистрировано в Смирных, а ООО «Восток-ДСМ» в Корсакове).
«Почему местные власти квартиры получили, переселили жильцов из аварийных домов, но не думают, как помочь и сохранить эти строительные компании? Они хотят, чтобы предприятия обанкротились, люди потеряли рабочие места? Почему они не ищут выход из создавшейся ситуации? Не идут по пути, который им предлагают специалисты Ассоциации и руководители Правительства области», – негодовал генеральный директор «Сахалинстроя» Валерий Мозолевский.
Он напомнил участникам рабочей группы, что Ассоциация ещё полгода назад предложила разумное решение. А именно – учесть вынужденные дни пересчёта и проведения государственной экспертизы сметной стоимости (цены контракта) и срок подготовки нормативных документов Правительством области для возможности изменения существенных условий контракта и вычесть их из общей продолжительности просрочки. В этом случае пеня будет меньше 5% стоимости квартир, и тогда можно будет её списать в соответствии с Положениями, которые приняли Президент и Правительство Российской Федерации. Однако, воз и ныне там.
Первый заместитель министра строительства области Николай Давыдов прокомментировал, что в настоящее время по Корсакову («Восток-ДСМ») дело находится в Арбитражном суде. Ожидают разъяснения Верховного Суда РФ. Вопрос в том, что покупатель квартир – заказчик в рамках 44-ФЗ не имеет права не выставлять пени и штрафы.
Представители заказчика – сотрудники мэрии Корсакова «отрапортовали», что «если суд примет решение о необходимости снижения неустойки, мы выполним».
«Почему за эти дни пересчёта и подготовки нормативных документов ни вы не заплатили деньги в покрытии неустойки, ни Правительство, а именно предприниматель платит из своего кармана? Он не влиял на эти сроки», – возмутился господин Мозолевский.
«А в Смирных ООО «Армен» должен идти в суд и выставить мэрии счёт за арендную плату проживания жильцов в дни просрочки, которые он заплатил? – продолжил Валерий Павлович. – Абсурд – в квартирах живут, а подрядчик платит пеню. Мэр хороший – он выполнил свою работу, все друг другу рукоплещут, что переселили людей из аварийного жилья. По-человечески нужно решать это внутри района».
Комментарий представителя городского округа Смирныховский о том, что мол, «подрядчик самостоятельно вселил в новые квартиры жильцов – это его дело!» – вызвал возмущение и смех в зале: «А что жильцов он на улице нашёл, или Вы их привели к нему?».
Участники рабочей группы поддержали Валерия Мозолевского, что отношения между муниципальными заказчиками и бизнесом в регионе сегодня в большинстве случаев «неравноправные», и не только в строительной сфере.
После обмена мнениями решили, что необходимо разработать Регламент, как в дальнейшем выстраивать отношения в условиях повышения затрат на фактическое строительство жилых домов с последующей продажей квартир. В итоге в протокол внесли: министерству строительства Сахалинской области выработать позицию – либо полностью перейти на контракты на строительство, либо чётко и документально объяснить, каким образом будут ранжированы риски исполнителей, если это будет покупка квартир.