Мы продолжаем рассматривать предложения и вопросы от Ассоциации «Саморегулируемая организация «Строители Ленинградской области» (Ассоциация СРОСЛО, СРО-С-093-30112009), которые прозвучали в ходе Окружной конференции строительных саморегулируемых организаций, членов НОСТРОЙ по Северо-Западному федеральному округу, состоявшейся 9 сентября. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Санкт-Петербурга.
***
Директор Ассоциации СРОСЛО Владимир Кобзаренко, как уже сообщалось, в ходе Окружной конференции остановился в своём выступлении на двух вопросах – о порядке ведения реестров СРО и о специалистах НРС.
По первой теме докладчик отметил, что существуют три группы (уровня) реестров: это, во-первых, Государственный реестр саморегулируемых организаций, ведение которого осуществляется органом надзора за СРО. Во-вторых, Единый реестр сведений о членах СРО и их обязательствах, а также Национальный реестр специалистов в области строительства, ведение которых осуществляет НОСТРОЙ. И, в-третьих, Реестр членов саморегулируемой организации, который ведёт СРО. Передёргивание слов в названиях и подмены понятий или мероприятий в технологических процессах этих трёх групп не приемлемо.
А ещё господин Кобзаренко указал на необходимость интеграции сведений Национального реестра специалистов в области строительства и Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
Владимир Кобзаренко напомнил о том, что редакция части 11 статьи 55.5-1 ГрК РФ предписывает, что в Национальных реестрах специалистов должны содержаться следующие сведения:
«1) фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица;
2) вид осуществляемых физическим лицом работ (организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства);
3) дата принятия решения о включении сведений о физическом лице в национальный реестр специалистов или решения об исключении сведений о таком физическом лице из национального реестра специалистов».
При этом Владимир Борисович напомнил, что ещё на 12 декабря 2017 года Ассоциация СРОСЛО предлагала дополнить статью 55.5-1 пунктом 4, следующего содержания:
«4) сведения об основном месте работы физического лица, сведения о саморегулируемой организации, членом которой является работодатель физического лица».
Отмеченные участниками конференции множества спорных моментов в части ведения реестров (Выдавать или не выдавать выписки? Как «сведения» из СРО, попадая в НОСТРОЙ, превращаются в некие «данные», на которые при некоторых положительных условиях станут «информацией» и попадут в реестр членов СРО, который ведёт сама СРО? И тому подобное), не проработанные логических завершений этапов процесса складываются в большой перечень вопросов.
Так, согласно существующим требованиям, СРО обязаны до 1 марта проверять своих членов на предмет их договорных обязательств. Однако позиция Национального объединения состоит в том, что мониторить состояние размера обязательств и количества специалистов у каждой подрядной организации, состоящей в СРО, нужно не раз в год, а в режиме онлайн. При том, что совершенно непонятно, как это сделать и каким образом осуществить контроль за данными, в то время, когда, в соответствии с пунктом 7 статьи 7.1 Федерального закона № 315-ФЗ, исключительно член саморегулируемой организации обязан уведомлять СРО «о наступлении любых событий, влекущих за собой изменение информации, содержащейся в реестре членов саморегулируемой организации, в течение трёх рабочих дней со дня, следующего за днем наступления таких событий». СРО же, ведя «дело члена» (55.6.15 ГрК РФ), отражает эти сведения в реестре членов саморегулируемой организации (причём без чьего-либо согласия/отказа/согласования).
Есть противоречия и в том, какую именно информацию нужно учитывать, – если в одних документах говорится исключительно о контрактных отношениях, то в других речь идёт просто об «обязательствах члена СРО», что предполагает уже более широкий объём понятия.
В тоже время, касаясь норм пункта 16 статьи 55.6 ГрК РФ, в аспекте ведения реестра СРО в составе Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, докладчик обратил внимание на обязанность НОСТРОЙ принимать в свой архив дела лиц, членство которых в саморегулируемой организации прекращено и отсутствия такого технологического процесса в обсуждаемых регламентах.
Ну, а если реализовывать норму «в составе», то СРО от НОСТРОЙ должны получить не доступ в режиме 1, 2, n-окна с открытой/закрытой частями как бы «Единого реестра», а общественный продукт в виде сертифицированной программы ведения самостоятельного реестра саморегулируемой организации в составе (как в поезде – cмотри словарь Ожегова: «поезд» – состав сцепленных железнодорожных вагонов, приводимых в движение локомотивом или моторным вагоном поездном от слова – причём, от сцепки до сцепки) «Единого реестра сведений о членах, саморегулируемых организаций и их обязательствах с разграничением ответственности» (ни словом меньше или функцией больше).
Вторая тема, которую также осветил в своём докладе Владимир Кобзаренко, касалась принципов оценки квалификации специалистов НОК. Докладчик напомнил о результатах разработки (траты средств из Сметы на содержание НОСТРОЙ), внедрения (затраты на ресурсы строительных организаций и СРО) общественного продукта в виде «вопросников и ответников» так называемой ЕСА (Единой системы аттестации) и неоценённой эффективности той компании.
Сегодня, по мнению экспертов СРОСЛО, необходимо разделять тонкую грань между такими понятиями, как «компетенция» и «квалификация» специалистов.
При условии разграничения понятий слова «специалист», во-первых, на человека, обладающего специальными знаниями, навыками, опытом работы в определённой отрасли экономики или науки, получивший специальность по образованию или в практической деятельности, а, во-вторых, на категорию работников, занятых инженерно-техническими, экономическими, юридическими видами деятельности возникают отдельные процедуры.
Согласно пункту 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса РФ, «саморегулируемая организация в процессе своей деятельности в дополнение к стандартам, предусмотренным Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» (далее – стандарты саморегулируемой организации), в срок не позднее трёх месяцев с даты присвоения статуса саморегулируемой организации утверждает квалификационные стандарты саморегулируемой организации в соответствующей сфере деятельности».
Кроме того, в пункте 5 той же статьи указано, что «квалификационные стандарты саморегулируемой организации являются внутренними документами саморегулируемой организации и определяют характеристики квалификации (требуемые уровень знаний и умений, уровень самостоятельности при выполнении трудовой функции, дифференцированные в зависимости от направления деятельности), необходимой работникам».
Вместе с тем, статья 187 Трудового кодекса РФ исчерпывающе регулирует отношения работодателя (члена СРО) и специалиста (в том числе участника НРС) с гарантиями и компенсациями «работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации». Ключевые слова – «направляемым работодателем». И надо помнить, что любая СРО – работодатель только для штатных сотрудников этой СРО.
В целом законодатель под квалификацией понимает уровень знаний, умений, навыков и компетенций. Именно такое определение прописано, например, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 год № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 5 статьи 2): «Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определённого вида профессиональной деятельности».
Кроме того, из существующих норм права следует, что документы о соответствующем образовании и (или) квалификации прошедшим итоговую аттестацию выдаёт образовательное учреждение в соответствии с лицензией лицам. А документ об уровне образования и (или) квалификации лицам, прошедшим итоговую аттестацию, выдаёт образовательное учреждение, имеющие государственную аккредитацию и реализующие образовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы.
При этом само определение компетенции существует только на словарном уровне. Компетенция – (от латинского competere добиваться, соответствовать, подходить): совокупность знаний, навыков, умений, формирующих способность к выполнению какой-либо деятельности. По мнению экспертов СРОСЛО, эти понятия необходимо уточнить и учесть в требованиях для аттестации специалистов НРС.
Эксперты Ассоциации СРОСЛО задаются вопросами о ведении реестров и определении терминов для специалистов НРС
Мы продолжаем рассматривать предложения и вопросы от Ассоциации «Саморегулируемая организация «Строители Ленинградской области» (Ассоциация СРОСЛО, СРО-С-093-30112009), которые прозвучали в ходе Окружной конференции строительных саморегулируемых организаций, членов НОСТРОЙ по Северо-Западному федеральному округу, состоявшейся 9 сентября. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Санкт-Петербурга.
***
Директор Ассоциации СРОСЛО Владимир Кобзаренко, как уже сообщалось, в ходе Окружной конференции остановился в своём выступлении на двух вопросах – о порядке ведения реестров СРО и о специалистах НРС.
По первой теме докладчик отметил, что существуют три группы (уровня) реестров: это, во-первых, Государственный реестр саморегулируемых организаций, ведение которого осуществляется органом надзора за СРО. Во-вторых, Единый реестр сведений о членах СРО и их обязательствах, а также Национальный реестр специалистов в области строительства, ведение которых осуществляет НОСТРОЙ. И, в-третьих, Реестр членов саморегулируемой организации, который ведёт СРО. Передёргивание слов в названиях и подмены понятий или мероприятий в технологических процессах этих трёх групп не приемлемо.
А ещё господин Кобзаренко указал на необходимость интеграции сведений Национального реестра специалистов в области строительства и Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
Владимир Кобзаренко напомнил о том, что редакция части 11 статьи 55.5-1 ГрК РФ предписывает, что в Национальных реестрах специалистов должны содержаться следующие сведения:
«1) фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица;
2) вид осуществляемых физическим лицом работ (организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства);
3) дата принятия решения о включении сведений о физическом лице в национальный реестр специалистов или решения об исключении сведений о таком физическом лице из национального реестра специалистов».
При этом Владимир Борисович напомнил, что ещё на 12 декабря 2017 года Ассоциация СРОСЛО предлагала дополнить статью 55.5-1 пунктом 4, следующего содержания:
«4) сведения об основном месте работы физического лица, сведения о саморегулируемой организации, членом которой является работодатель физического лица».
Отмеченные участниками конференции множества спорных моментов в части ведения реестров (Выдавать или не выдавать выписки? Как «сведения» из СРО, попадая в НОСТРОЙ, превращаются в некие «данные», на которые при некоторых положительных условиях станут «информацией» и попадут в реестр членов СРО, который ведёт сама СРО? И тому подобное), не проработанные логических завершений этапов процесса складываются в большой перечень вопросов.
Так, согласно существующим требованиям, СРО обязаны до 1 марта проверять своих членов на предмет их договорных обязательств. Однако позиция Национального объединения состоит в том, что мониторить состояние размера обязательств и количества специалистов у каждой подрядной организации, состоящей в СРО, нужно не раз в год, а в режиме онлайн. При том, что совершенно непонятно, как это сделать и каким образом осуществить контроль за данными, в то время, когда, в соответствии с пунктом 7 статьи 7.1 Федерального закона № 315-ФЗ, исключительно член саморегулируемой организации обязан уведомлять СРО «о наступлении любых событий, влекущих за собой изменение информации, содержащейся в реестре членов саморегулируемой организации, в течение трёх рабочих дней со дня, следующего за днем наступления таких событий». СРО же, ведя «дело члена» (55.6.15 ГрК РФ), отражает эти сведения в реестре членов саморегулируемой организации (причём без чьего-либо согласия/отказа/согласования).
Есть противоречия и в том, какую именно информацию нужно учитывать, – если в одних документах говорится исключительно о контрактных отношениях, то в других речь идёт просто об «обязательствах члена СРО», что предполагает уже более широкий объём понятия.
В тоже время, касаясь норм пункта 16 статьи 55.6 ГрК РФ, в аспекте ведения реестра СРО в составе Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, докладчик обратил внимание на обязанность НОСТРОЙ принимать в свой архив дела лиц, членство которых в саморегулируемой организации прекращено и отсутствия такого технологического процесса в обсуждаемых регламентах.
Ну, а если реализовывать норму «в составе», то СРО от НОСТРОЙ должны получить не доступ в режиме 1, 2, n-окна с открытой/закрытой частями как бы «Единого реестра», а общественный продукт в виде сертифицированной программы ведения самостоятельного реестра саморегулируемой организации в составе (как в поезде – cмотри словарь Ожегова: «поезд» – состав сцепленных железнодорожных вагонов, приводимых в движение локомотивом или моторным вагоном поездном от слова – причём, от сцепки до сцепки) «Единого реестра сведений о членах, саморегулируемых организаций и их обязательствах с разграничением ответственности» (ни словом меньше или функцией больше).
Вторая тема, которую также осветил в своём докладе Владимир Кобзаренко, касалась принципов оценки квалификации специалистов НОК. Докладчик напомнил о результатах разработки (траты средств из Сметы на содержание НОСТРОЙ), внедрения (затраты на ресурсы строительных организаций и СРО) общественного продукта в виде «вопросников и ответников» так называемой ЕСА (Единой системы аттестации) и неоценённой эффективности той компании.
Сегодня, по мнению экспертов СРОСЛО, необходимо разделять тонкую грань между такими понятиями, как «компетенция» и «квалификация» специалистов.
При условии разграничения понятий слова «специалист», во-первых, на человека, обладающего специальными знаниями, навыками, опытом работы в определённой отрасли экономики или науки, получивший специальность по образованию или в практической деятельности, а, во-вторых, на категорию работников, занятых инженерно-техническими, экономическими, юридическими видами деятельности возникают отдельные процедуры.
Согласно пункту 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса РФ, «саморегулируемая организация в процессе своей деятельности в дополнение к стандартам, предусмотренным Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» (далее – стандарты саморегулируемой организации), в срок не позднее трёх месяцев с даты присвоения статуса саморегулируемой организации утверждает квалификационные стандарты саморегулируемой организации в соответствующей сфере деятельности».
Кроме того, в пункте 5 той же статьи указано, что «квалификационные стандарты саморегулируемой организации являются внутренними документами саморегулируемой организации и определяют характеристики квалификации (требуемые уровень знаний и умений, уровень самостоятельности при выполнении трудовой функции, дифференцированные в зависимости от направления деятельности), необходимой работникам».
Вместе с тем, статья 187 Трудового кодекса РФ исчерпывающе регулирует отношения работодателя (члена СРО) и специалиста (в том числе участника НРС) с гарантиями и компенсациями «работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации». Ключевые слова – «направляемым работодателем». И надо помнить, что любая СРО – работодатель только для штатных сотрудников этой СРО.
В целом законодатель под квалификацией понимает уровень знаний, умений, навыков и компетенций. Именно такое определение прописано, например, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 год № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 5 статьи 2): «Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определённого вида профессиональной деятельности».
Кроме того, из существующих норм права следует, что документы о соответствующем образовании и (или) квалификации прошедшим итоговую аттестацию выдаёт образовательное учреждение в соответствии с лицензией лицам. А документ об уровне образования и (или) квалификации лицам, прошедшим итоговую аттестацию, выдаёт образовательное учреждение, имеющие государственную аккредитацию и реализующие образовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы.
При этом само определение компетенции существует только на словарном уровне. Компетенция – (от латинского competere добиваться, соответствовать, подходить): совокупность знаний, навыков, умений, формирующих способность к выполнению какой-либо деятельности. По мнению экспертов СРОСЛО, эти понятия необходимо уточнить и учесть в требованиях для аттестации специалистов НРС.
***
Директор Ассоциации СРОСЛО Владимир Кобзаренко, как уже сообщалось, в ходе Окружной конференции остановился в своём выступлении на двух вопросах – о порядке ведения реестров СРО и о специалистах НРС.
По первой теме докладчик отметил, что существуют три группы (уровня) реестров: это, во-первых, Государственный реестр саморегулируемых организаций, ведение которого осуществляется органом надзора за СРО. Во-вторых, Единый реестр сведений о членах СРО и их обязательствах, а также Национальный реестр специалистов в области строительства, ведение которых осуществляет НОСТРОЙ. И, в-третьих, Реестр членов саморегулируемой организации, который ведёт СРО. Передёргивание слов в названиях и подмены понятий или мероприятий в технологических процессах этих трёх групп не приемлемо.
А ещё господин Кобзаренко указал на необходимость интеграции сведений Национального реестра специалистов в области строительства и Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
Владимир Кобзаренко напомнил о том, что редакция части 11 статьи 55.5-1 ГрК РФ предписывает, что в Национальных реестрах специалистов должны содержаться следующие сведения:
«1) фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица;
2) вид осуществляемых физическим лицом работ (организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства);
3) дата принятия решения о включении сведений о физическом лице в национальный реестр специалистов или решения об исключении сведений о таком физическом лице из национального реестра специалистов».
При этом Владимир Борисович напомнил, что ещё на 12 декабря 2017 года Ассоциация СРОСЛО предлагала дополнить статью 55.5-1 пунктом 4, следующего содержания:
«4) сведения об основном месте работы физического лица, сведения о саморегулируемой организации, членом которой является работодатель физического лица».
Отмеченные участниками конференции множества спорных моментов в части ведения реестров (Выдавать или не выдавать выписки? Как «сведения» из СРО, попадая в НОСТРОЙ, превращаются в некие «данные», на которые при некоторых положительных условиях станут «информацией» и попадут в реестр членов СРО, который ведёт сама СРО? И тому подобное), не проработанные логических завершений этапов процесса складываются в большой перечень вопросов.
Так, согласно существующим требованиям, СРО обязаны до 1 марта проверять своих членов на предмет их договорных обязательств. Однако позиция Национального объединения состоит в том, что мониторить состояние размера обязательств и количества специалистов у каждой подрядной организации, состоящей в СРО, нужно не раз в год, а в режиме онлайн. При том, что совершенно непонятно, как это сделать и каким образом осуществить контроль за данными, в то время, когда, в соответствии с пунктом 7 статьи 7.1 Федерального закона № 315-ФЗ, исключительно член саморегулируемой организации обязан уведомлять СРО «о наступлении любых событий, влекущих за собой изменение информации, содержащейся в реестре членов саморегулируемой организации, в течение трёх рабочих дней со дня, следующего за днем наступления таких событий». СРО же, ведя «дело члена» (55.6.15 ГрК РФ), отражает эти сведения в реестре членов саморегулируемой организации (причём без чьего-либо согласия/отказа/согласования).
Есть противоречия и в том, какую именно информацию нужно учитывать, – если в одних документах говорится исключительно о контрактных отношениях, то в других речь идёт просто об «обязательствах члена СРО», что предполагает уже более широкий объём понятия.
В тоже время, касаясь норм пункта 16 статьи 55.6 ГрК РФ, в аспекте ведения реестра СРО в составе Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, докладчик обратил внимание на обязанность НОСТРОЙ принимать в свой архив дела лиц, членство которых в саморегулируемой организации прекращено и отсутствия такого технологического процесса в обсуждаемых регламентах.
Ну, а если реализовывать норму «в составе», то СРО от НОСТРОЙ должны получить не доступ в режиме 1, 2, n-окна с открытой/закрытой частями как бы «Единого реестра», а общественный продукт в виде сертифицированной программы ведения самостоятельного реестра саморегулируемой организации в составе (как в поезде – cмотри словарь Ожегова: «поезд» – состав сцепленных железнодорожных вагонов, приводимых в движение локомотивом или моторным вагоном поездном от слова – причём, от сцепки до сцепки) «Единого реестра сведений о членах, саморегулируемых организаций и их обязательствах с разграничением ответственности» (ни словом меньше или функцией больше).
Вторая тема, которую также осветил в своём докладе Владимир Кобзаренко, касалась принципов оценки квалификации специалистов НОК. Докладчик напомнил о результатах разработки (траты средств из Сметы на содержание НОСТРОЙ), внедрения (затраты на ресурсы строительных организаций и СРО) общественного продукта в виде «вопросников и ответников» так называемой ЕСА (Единой системы аттестации) и неоценённой эффективности той компании.
Сегодня, по мнению экспертов СРОСЛО, необходимо разделять тонкую грань между такими понятиями, как «компетенция» и «квалификация» специалистов.
При условии разграничения понятий слова «специалист», во-первых, на человека, обладающего специальными знаниями, навыками, опытом работы в определённой отрасли экономики или науки, получивший специальность по образованию или в практической деятельности, а, во-вторых, на категорию работников, занятых инженерно-техническими, экономическими, юридическими видами деятельности возникают отдельные процедуры.
Согласно пункту 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса РФ, «саморегулируемая организация в процессе своей деятельности в дополнение к стандартам, предусмотренным Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» (далее – стандарты саморегулируемой организации), в срок не позднее трёх месяцев с даты присвоения статуса саморегулируемой организации утверждает квалификационные стандарты саморегулируемой организации в соответствующей сфере деятельности».
Кроме того, в пункте 5 той же статьи указано, что «квалификационные стандарты саморегулируемой организации являются внутренними документами саморегулируемой организации и определяют характеристики квалификации (требуемые уровень знаний и умений, уровень самостоятельности при выполнении трудовой функции, дифференцированные в зависимости от направления деятельности), необходимой работникам».
Вместе с тем, статья 187 Трудового кодекса РФ исчерпывающе регулирует отношения работодателя (члена СРО) и специалиста (в том числе участника НРС) с гарантиями и компенсациями «работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации». Ключевые слова – «направляемым работодателем». И надо помнить, что любая СРО – работодатель только для штатных сотрудников этой СРО.
В целом законодатель под квалификацией понимает уровень знаний, умений, навыков и компетенций. Именно такое определение прописано, например, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 год № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 5 статьи 2): «Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определённого вида профессиональной деятельности».
Кроме того, из существующих норм права следует, что документы о соответствующем образовании и (или) квалификации прошедшим итоговую аттестацию выдаёт образовательное учреждение в соответствии с лицензией лицам. А документ об уровне образования и (или) квалификации лицам, прошедшим итоговую аттестацию, выдаёт образовательное учреждение, имеющие государственную аккредитацию и реализующие образовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы.
При этом само определение компетенции существует только на словарном уровне. Компетенция – (от латинского competere добиваться, соответствовать, подходить): совокупность знаний, навыков, умений, формирующих способность к выполнению какой-либо деятельности. По мнению экспертов СРОСЛО, эти понятия необходимо уточнить и учесть в требованиях для аттестации специалистов НРС.