Данный механизм главное строительное ведомство хочет утвердить с помощью нового приказа, проект которого выложен на портале для публикации проектов нормативных актов. Документ носит длинное название «Об утверждении перечня функций, на которые допускается расходование денежных средств, указанных в части 18 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», правил принятия решения об использовании таких денежных средств и правил расчёта допустимого объёма их использования». Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из российской столицы.
***
Замечательный новогодний подарок сделал Минстрой России функционерам НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Деньги исключённых из Государственного реестра саморегулируемых организаций, которые собирали на свои спецсчета оба Национальных объединения, якобы, для того, чтобы вернуть их законным владельцам – членам этих экс-СРО, теперь можно будет, уже не стесняясь, присвоить на нужды Нацобъединений.
В пояснительной записке к проекту приказа содержится лаконичная справка о том, что, в случае исключения сведений СРО из Единого реестра, они производят зачисление КФ ОДО и КФ ВВ на спецсчета Национальных объединений.
Далее указано, что такие средства могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности исключённой СРО по обязательствам членов такой саморегулируемой организации, а также на перечисление Национальным объединением ранее уплаченных членами исключённой СРО взносов в компенсационные фонды СРО, которой принято решение о приёме указанных лиц в свои члены. Ответственность по их обязательствам с момента перечисления взносов несёт новая саморегулируемая организация.
При этом Минстрой пишет, что «в результате на специальных банковских счетах Национальных объединений накопились средства компенсационных фондов, которые остаются невостребованными». И при этом «анализ правоприменительной практики положений Градостроительного кодекса показал отсутствие правового регулирования отношений, связанных с использованием невостребованных средств компенсационных фондов исключённых СРО, размещённых на специальных банковских счетах Национальных объединений».
Однако вместо закономерного вывода о том, что Национальные объединения фактически присвоили не принадлежащие им деньги и не возвращают их законным владельцам – то есть, строителям, проектировщикам и изыскателям, которыми и были сформированы эти компфонды, делается поразительное умозаключение о том, что эти средства теперь можно раздать самим Национальным объединениям.
Приказ содержит три Приложения. В первом излагается перечень функций, на которые можно тратить изъятые средства – это практически все статьи расходов НОСТРОЙ и НОПРИЗ, кроме зарплаты сотрудников. С учётом богатого опыта освоения смет, стоит ожидать, что эти деньги будут моментально выведены через многочисленную рать компаний подрядчиков, частных адвокатов и прочие коммерческие структуры, которые находятся на прикорме у функционеров Национальных объединений.
Во втором Приложении описана процедура принятия решения о таковом использовании. Она также достаточно проста – решение принимает Совет соответствующего Национального объединения до 31 декабря 2023 года на основании заявления главы того же Нацобъединения.
Наконец, третье, самое проблематичное для восприятия Приложение содержит расчёт изымаемых средств. Предложенный порядок расчёта крайне тёмен, непрозрачен и предоставляет широкое поле для злоупотреблений со стороны Нацобъединений.
В частности, указано, что при определении допустимого объёма использования денежных средств не подлежат учёту: денежные средства взносов в КФ СРО, сведения о которой исключены из Государственного реестра саморегулируемых организаций менее 2-х лет назад на день определения такого допустимого объёма, и которые могут быть востребованы индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в случае, предусмотренном в части 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ, и денежные средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, зачисленных на счёт Национального объединения, которые могут быть взысканы в случае, предусмотренном частью 7 статьи 60.1 ГрК РФ.
Также в текст включён загадочный абзац: «При расчёте допустимого объёма средств компенсационного фонда возмещения вреда или компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств он уменьшается на удвоенное среднее арифметическое от годовых выплат, произведённых из средств соответствующего компенсационного фонда саморегулируемыми организациями за последние 5 лет, но не более 95% объёма средств компенсационного фонда, размещённого на специальном банковском счёте на день такого расчёта».
Что хотели сказать этой формулировкой специалисты Минстроя – остаётся только гадать. В сухом остатке получаем, что, отобрав компфонды СРО и подождав всего два года, с помощью судов и различных манипуляций отбившись от всех попыток со стороны членов этой СРО вернуть свои деньги, НОСТРОЙ и НОПРИЗ получат узаконенное право присвоить эти средства и распоряжаться ими по своему усмотрению! При этом все набежавшие на эту сумму проценты на депозите и вовсе становятся «законной добычей». Иначе как попыткой легализовать воровство денег из российского строительного комплекса такие ведомственные приказы назвать трудно…