Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2022 / 07 / 22 /
Опубликовано: 22 июля 2022 в 16:01
0    1190

Сахалинские саморегуляторы предложили отказаться от создания сети ЦОК и проводить независимую оценку квалификации на базе региональных МФЦ

Ассоциация Региональное отраслевое объединение работодателей «Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей» (Ассоциация «Сахалинстрой», СРО-С-019-06072009) обратилась к заместителю председателя Правительства РФ Марату Хуснуллину и генеральному директору Национального агентства развития квалификаций Артёму Шадрину с предупреждением о коррупционных рисках при внедрении системы НОК и рядом предложений, которые могут позволить снизить пресловутый «человеческий фактор» при оценке квалификации специалиста. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Южно-Сахалинска.

***

По мнению экспертов СРО «Сахалинстрой», в Федеральном законе № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» никак не объяснено, чем и каким образом будет обеспечена именно независимая оценка квалификации каждого претендента. Непонятно, в чём выражается независимость оценки квалификации, как и кем она будет обеспечиваться, а также какие требования есть к НОК, и кто и какую ответственность будет нести, если будет обнаружено нарушение этого требования.

Представители саморегулируемой организации выражают обеспокоенность, полагая, что словосочетание «независимая оценка» может стать не более, чем красивым лозунгом. Поводы для опасений есть. Предусмотренные принятыми Правилами от 16 ноября 2016 года № 1204 проведения Центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в виде профессионального экзамена и разработанными этими Центрами процедуры проведения безнадёжно устарели и не соответствуют сегодняшним требованиям цифровой трансформации и требованиям по устранению человеческого фактора при экзаменации или рейтингования участников хозяйственного оборота.

Сегодняшняя инфраструктура и процедуры НОСТРОЙ и НОПРИЗ также устарели, имеют большое количество коррупциогенных факторов и возможностей «коммерческих подкупов». В районах, удалённых от центральной части России, от центров субъектов Российской Федерации, предлагаемая сегодня инфраструктура для проведения независимой оценки квалификации не может быть создана. Поэтому у специалистов, кандидатов на подтверждение квалификации, не будет возможности легально (без покупки положительного решения) сдать профессиональный экзамен на территории проживания.

При таком подходе экзаменационные центры в регионах рискуют превратиться в киоски по продаже положительных результатов тестов за большие деньги! Тем более, что похожий коммерческий опыт уже был в Национальном объединении строителей с внедрением ЕСА (Единой системы аттестации). Её также загубили коммерческие Центры тестирования, которые были созданы Дирекцией и Советом НОСТРОЙ.

В качестве альтернативы сахалинские саморегуляторы предлагают ряд мер. Прежде всего, необходимо убрать человеческий фактор из системы независимой оценки квалификации и перевести сдачу профессионального экзамена и процедуру включения в Реестр положительных результатов НАРК на исключительно «цифровые (информационные) рельсы», без возможности вмешательства во все процедуры обслуживающего систему персонала.

Центром проведения теоретического и практического экзамена может стать МФЦ и (или) портал Государственных услуг, для проведения независимого профессионального экзамена в специальных компьютерных программах в отдельных изолированных кабинетах с фото- и видеофиксацией, что существенно сократит расходы на создание Центров оценки квалификации и Экзаменационных центров по всей России и уберёт коммерцию и коррупцию с этого вида деятельности, где может незаконно оборачиваться до 5-ти миллиардов рублей в год.

Так как инфраструктура МФЦ и ресурсы Госуслуги уже созданы и прекрасно работают на всей территории Российской Федерации, специалистам, которым необходимо пройти профессиональный экзамен, будет это доступно в любом месте работы и проживания.

На данных площадках можно организовать проведение независимой оценки квалификаций для специалистов – инженерно-технических работников и служащих, которым не нужно сдавать практический экзамен в «натуральном виде», как рабочим.
При этом эксперты нужны исключительно для проведения практических экзаменов при тестировании исключительно рабочих специальностей (как при чемпионатах WorldSkills Russia), которые не могут быть интерпретированы средствами технологий информационного моделирования (пока).

Далее авторы писем приводят пример Сахалинской области, где с 2020 года при поддержке региональной администрации на базе Сахалинского государственного университета организовано обучение по программе «Школа заказчика объектов капитального строительства». На этих курсах получают знания специалисты заказчиков муниципалитетов области, а также главные инженеры проектов организаций, непосредственно работающих на государственных и муниципальных заказах. Также Московский государственный строительный университет проводит курсы повышения квалификации по программе «Школа заказчика объектов капитального строительства».

Аналогичные образовательные программы можно было бы открыть во всех субъектах Российской Федерации, обучив всех заказчиков и специалистов организаций, работающих на государственных и муниципальных заказах и обязав их сдать соответствующий экзамен. Это, по мнению представителей СРО «Сахалинстрой», будет более эффективным вложением бюджетных средств, чем программа НОК в её нынешнем формате с созданием дополнительных ЦОКов и ЭЦ.


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии