Такое заявление президент НОСТРОЙ Антон Глушков сделал на недавнем круглом столе Общественной палаты РФ в Липецке на тему «Цифровизация строительной отрасли. Новые подходы к строительству». О том, что под этими словами может подразумеваться, предлагает поразмыслить наш добровольный липецкий эксперт.
***
В то время, как строители, проектировщики и изыскатели продолжают задаваться вопросами о том, для чего, собственно, нужно внедрение технологий информационного моделирования в том виде, как их предлагает Минстрой России, Национальные объединения демонстрируют свои радикальные настроения.
Так, глава НОСТРОЙ Антон Глушков в ходе круглого стола прямо призвал к тотальной цифровизации. А для того, чтобы добиться такого эффекта, по словам Антона Николаевича, нужно доказывать пользу новых трендов на практических примерах. Хотя как раз с этим-то и возникают трудности.
В качестве одного из таких примеров был приведён ГОСТ на исполнительную документацию, который разработал Союз строительных компаний Урала и Сибири (СРО ССК УрСиб, СРО-С-030-24082009). Стоит отметить, что если на первых порах НОСТРОЙ хотя и присваивал себе основную заслугу в работе над документом, но по крайней мере, упоминал о настоящих авторах через запятую, то теперь о работе уральской СРО на официальных ресурсах Национального объединения вообще нигде и никак не упоминается.
При этом господин Глушков отметил, что, невзирая на поддержку документа в Минстрое России, он не встроен в систему государственного надзора, который связан со сбором всей исполнительной документации: «Например, для ввода объекта в эксплуатацию документы предоставляются в электронном виде, но фактически это просто электронные копии бумажных документов. Это большая работа – перевести администрирование всего процесса документооборота в «цифру», чтобы строители поверили в эффективность и ощутили экономический результат от этого. Мы находимся только на самом старте».
Вместо того, чтобы заниматься разработкой действительно нужных для отрасли направлений, Национальное объединение, судя по всему, предпочитает дальнейшее внедрение различных реестров и баз данных, которые воспринимаются на низах как очередная «обязаловка». В частности, на упомянутом заседании, была упомянута система оценки деловой репутации, которая в дальнейшем должна превратиться в «электронную систему комплаенс».
Реализовывать её будут на основе сквозного реестра членов СРО, куда войдут данные о специалистах, а также всех договорных обязательств. Считается, что, обладая этой информацией, Национальные объединения смогут без труда присваивать рейтинги всем строительным, проектным и изыскательским компаниям. Может ли эта инновация облегчить жизнь строителям и саморегуляторам, либо приведёт к обратному эффекту – вопрос, в общем-то, риторический.
Остаётся добавить, что в завершение своего выступления глава Нацобъединения обратил внимание и на безопасность строительства, высказав мнение, что цифровые технологии могут помочь и в этом вопросе. В частности, НОСТРОЙ создаёт вторую версию электронного инспектора охраны труда. Логика этого электронного продукта в том, чтобы любой специалист, приступая к работе, в обязательном порядке проходил самоинструктаж по охране труда. Благодаря подобному продукту, стройка сможет переместиться с печальных первых мест по травматизму среди всех отраслей, на достойное, более высокое место.
В целом, как нетрудно убедиться, все цифровые продукты и инициативы по самой своей идеологии, ориентированы не на то, чтобы облегчить труд строителя, а на то, чтобы ужесточить контроль над его работой со стороны вышестоящих инстанций. Не удивительно, что программа цифровизации в её нынешнем формате не пользуется популярностью среди строителей и может вводить лишь директивным способом.