Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2022 / 07 / 04 /
Опубликовано: 04 июля 2022 в 16:17
0    1596

СРО должны защитить своих членов и исключить «экзотические» штрафы и неустойки из договоров с Фондами капремонта по статье 60.1 ГрК РФ

Многие юристы саморегулируемых организаций неоднократно высказывали опасения по поводу применения Фондами капитального ремонта статьи 60.1 Градостроительного кодекса РФ за невыполнения подрядчиками обязательств по договорам капремонта многоквартирных домов. На данный момент складывается как положительная, так и отрицательная судебная практика. Наш добровольный столичный эксперт изучил данную тему, проанализировав победы и проигрыши СРО для помощи специалистам Ассоциаций и Союзов более грамотно отстаивать интересы в судах.

***

Речь идёт об обязательствах по договорам капитальных ремонтов МКД, по которым ФКРы могут и подают иски в суды. Для этого  подготовлена выборка из единой информационной системы в сфере закупок проектов договоров, предлагаемых к заключению Фондами капитального ремонта различных субъектов Российской Федерации (с выборкой можно ознакомиться на сайте наших коллег или по ссылке внизу материала – ред.).

Установление ответственности подрядчиков по договорам капремонта МКД регулируется нормами Гражданского кодекса РФ и пунктами 231 и 232 постановления Правительства РФ от 1 июля 2016 года № 615. Собственно говоря, эти нормы позволяют Фондам капремонта вносить в договоры практически любые неустойки и штрафы. Фактически каждый ФКР, помимо установленных законодательством, придумывает обязательно свои дополнительные санкции. Их суммы тоже разнятся, в зависимости от региона. К некоторым штрафам возникают явные вопросы о правомерности, а часть из них и вовсе выглядит чересчур экзотически, например:
  • За несоблюдение требований в части обеспечения персонала средствами индивидуальной защиты и специальной одеждой, специальной обуви, других СИЗ и иных требований по охране труда, пожарной и промышленной безопасности, охране окружающей среды подрядчик уплачивает заказчику – штраф в размере 10.000 рублей за каждый выявленный случай.
  • В случае обнаружения нарушения Межотраслевых правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок РД 153-34.0-03.150-00 (утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 5 января 2001 года № 3 и приказом Министерства энергетики РФ от 27 декабря 2000 года № 163), а также Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждены приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 года № 6) заказчик имеет право приостановить выполнение работ в соответствии с пунктом 11.1.13 настоящего договора, а подрядчик выплачивает заказчику штраф в размере 10.000 рублей за каждый случай нарушения.
  • За несоблюдение требований в части непринятия мер по обеспечению безопасности граждан при производстве работ, в том числе устройству ограждений опасных зон, галерей безопасности подрядчик уплачивает штраф заказчику в размере 10.000 рублей за каждый выявленный случай.
  • За просрочку загрузки документов в ИС РСКР – штраф в размере 20.000 рублей.
  • За нарушения условий договора, не учтённых в настоящем разделе, если такое нарушение не связано со сроками выполнения обязательств по нему – штраф в размере 30.000 рублей за каждое нарушение.
  • В случае невыполнения подрядчиком пунктов 8.1 и 8.2 договора – штраф в размере 500.000 рублей (8.1. Подрядчик на всё время действия договора должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, а также членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
8.2. Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств подрядчика в саморегулируемой организации, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, должен быть не менее цены договора).

Представляется, что такие «экзотические» санкции, вменяемые подрядчикам, написаны теми, кто не совсем разбирается в договорных отношениях, а уж тем более – в саморегулировании. Видно, что Фонды капремонта навязывают подрядчикам и выдают желаемое за действительное.

В таких случаях отдельные пункты договоров на капитальный ремонт МКД являются ничтожными! Но вот проблема этой ничтожности в том, что они такими становятся с момента признания их судом. Да, конечно, далеко не все подрядчики это понимают, да и многие не пойдут в суд признавать ряд пунктов договора ничтожными. А вот ФКРы непременно воспользуются, чтобы санкции за неисполнение таких обязательств взыскивать со СРО. И вот тут именно система саморегулирования должна выступить в защиту своих членов и предпринять все возможные меры для исключения указанных санкций из договоров и их проектов.

Таблица с примерами «санкций» Фондов капитального ремонта


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии