Изменилась минимальная планка для размера государственных контрактов, которые можно выполнять без членства в строительной саморегулируемой организации. С 3-х миллионов рублей она повысилась до 10-ти миллионов. Такая норма введена Федеральным законом от 1 мая 2022 года № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ вносит принципиальные изменения для компаний, работающих с государственными строительными контрактами. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из подмосковного Красногорска.
***
Очевидно, что для ныне действующих членов СРО ситуация, фактически, не изменится. Механизмов выхода компаний из строительных Союзов и Ассоциаций не предусмотрено, не отменено и пресловутое «крепостное право» для строителей. То есть, если компания решит, что членство в СРО ей больше не нужно, то выходить придётся в добровольном порядке, с потерей взносов и годовым запретом на вступление в другую саморегулируемую организацию. При этом стоит учесть, что существуют СРО, которые принципиально устроены таким образом, чтобы максимально затруднить даже добровольный выход.
А вот новые небольшие компании, которые только заходят на рынок, уже могут воспользоваться послаблением. И решить для себя, стоит ли получать дорогостоящее и связанное с множеством обременений членство в саморегулируемой организации. В основном новый механизм может быть интересен, например, предприятиям, занятым капитальным ремонтом зданий по линии ФКР, либо мелким капитальным ремонтом в муниципалитетах, где контракты в среднем не превышают 5-7 миллионов рублей.
Новость, очевидно, не обрадует директоров СРО, которые могут столкнуться со снижением темпов вступления новых членов и пополнения своих реестров. Более того, стоит учесть, что представители ряда Ассоциаций и Союзов, напротив, настаивают, что членами СРО должны быть не только генподрядчики в госконтрактах, но и субподрядчики. Объясняя это, разумеется, не вполне понятным желанием повысить базу членских взносов, а исключительно заботой о безопасности и качестве. Судя по всему, пока эти благие пожелания рассматриваться не будут.
В ходе рассмотрения Государственной Думой Федеральный закон № 124-ФЗ (законопроект № 94578-8) традиционно претерпел значительные изменения. Между первым и вторым чтениями в документ было внесено много дополнений и новелл. Законом были расширены полномочия Правительства РФ в области регулирования градостроительных, земельных и иных отношений, в отношении объектов транспортной инфраструктуры и иных объектов капитального строительства.
В частности, установлено, что в 2022 году Правительство РФ вправе принимать решения, предусматривающие случаи, при которых при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется согласование федерального органа исполнительной власти в области рыболовства (за исключением случаев, при которых строительство, реконструкция объекта капитального строительства оказывают негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания), территориального органа федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Также в 2022 году Правительство РФ вправе принимать решения, устанавливающие особенности порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, до установления критериев определения территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.
Кроме того, в перечень приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры включены:
– магистральные газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, а также объекты магистральной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в соответствии с утверждённым Правительством РФ комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;
– объекты социальной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы нашей страны, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, её субъектами, юридических лиц, доля Российской Федерации, её субъектов в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50%, в целях сокращения дефицита таких объектов на территориях субъекта, муниципального образования;
– объекты промышленной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях создания, внедрения и развития импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, производства продукции, не имеющей российских аналогов, производства инновационных, энергоэффективных строительных материалов.