Научно-консультативная комиссия Национального объединения строителей завершила анализ содержания нормативных правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации во исполнение положений постановления Правительства РФ от 9 августа 2021 года № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». О выводах НКК читайте в материале нашего добровольного эксперта из Краснодара.
***
Речь идёт о постановлении Кабмина, которое было призвано компенсировать дополнительные расходы строительным компаниям и застройщикам за счёт возможности увеличения цены контракта. Эксперты НКК проанализировали нормы 85-ти региональных нормативных правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации во исполнение указанного правительственного документа.
В соответствии с пунктом 3 постановления, высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным администрациям было рекомендовано принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключён в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок...».
По состоянию на конец 2021 года все субъекты приняли региональные нормативные правовые акты, допускающие изменение (увеличение) цены контрактов. Большинство субъектов в региональных нормативных правовых актах закрепили аналогичные требования, установленные постановлением правительства. Однако в некоторых субъектах власти подошли творчески и прописали дополнительные положения.
Например, в Тверской области пересмотр контракта возможен только при условии, подрядчик не допустил просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, цена которого подлежит изменению.
В Алтайском крае Размер изменения (увеличения) цены контракта, размер которой составляет от 30-ти миллионов до 100 миллионов рублей, определяется по результатам повторной проверки сметной стоимости работ.
В Омской области если цена контракта составляет от 1-го миллиона до 100 миллионов рублей, то до направления подрядчиком предложения расчёт подлежит проверке независимой организацией, соответствующей критериям, установленным приказом Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства региона.
В некоторых регионах дополнительные ужесточения были применены уже к заказчику. Например, в ряде регионов добавилось обязательство рассмотреть предложения подрядчика от 3- до 7-ми календарных (рабочих) дней.
В Липецкой области предписано заказчику заключить дополнительное соглашение об изменении существенных условий контракта не позднее 7-ми рабочих дней с момента принятия распоряжения администрации об изменении существенных условий контракта.
В Удмуртии заказчик обязан предоставить мотивированный ответ с обоснованием отказа в случае отказа в заключении соглашения об изменении условий контракта.
В целом, по мнению НКК НОСТРОЙ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые во исполнение постановления Правительства РФ № 1315, не содержат противоречивых положений. Ряд регионов предложили дополнительные условия для осуществления расчёта по увеличению цены контракта, которые существенным образом не вводят ограничения и являются исполнимыми. Необходимо отметить позитивный опыт регионов, которые установили чёткие сроки для взаимоотношений заказчиков и подрядчиков.
В ходе проведения исследования членами рабочей группы Научно-консультативной комиссии были представлены примеры практической реализации возможности пересмотра цены контракта из-за роста стоимости строительных ресурсов.
При этом НКК рекомендует строителям, которые столкнулись с активным противодействием государственных заказчиков по реализации норм данного постановления, обращаться в региональные СРО. А те, в свою очередь, могут представить всю информацию по отказам в Аппарат НОСТРОЙ. Правда, пока не вполне понятно, какие меры может принять Национальное объединение к администрациям таких регионов. Но, возможно, сбор и анализ информации поможет Минстрою России получить обратную связь от системы саморегулирования, о том, как идёт исполнения постановления Правительства РФ.