Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2022 / 01 / 20 /
Опубликовано: 20 января 2022 в 16:08
0    1751

В профессиональном сообществе выражают тревогу по поводу предлагаемого Минстроем порядка ведения Единого реестра членов СРО и их обязательств

На портале проектов нормативно-правовых актов продолжается обсуждение проекта постановления Правительства РФ об утверждении состава сведений Единого реестра членов СРО и их обязательств, а также порядка его формирования и ведения. Многие представители профессионального сообщества уже высказали свои критические замечания к этому документу. С подробностями – наш добровольный эксперт из Санкт-Петербурга.

***

Как известно, проект постановления разработан Министерством строительства и ЖКХ РФ в целях реализации положений Федерального закона № 447-ФЗ, целью которого является совершенствование сферы саморегулирования. В принципе, идея создания унифицированного общего реестра в сфере изысканий, проектирования и строительства выглядит достаточно здравой. По сути, новый сводный документ должен стать объединением двух уже существующих ресурсов – Единого реестра членов СРО и НРС. Плюс к ним добавится реестр договорных обязательств.

По мнению разработчиков, это позволит обеспечить свободный доступ в режиме реального времени потребителей работ (услуг), в том числе, государственных, муниципальных и иных заказчиков, органов исполнительной власти, к сведениям о членах СРО и их обязательствах с целью рационального выбора подрядчиков и обеспечения добросовестной конкуренции.

Однако многие эксперты, ознакомившись с порядком ведения Единого реестра, посчитали обнародованный проект «сырым и некомпетентным». Весьма удивительно, что сложнейший реестр, сложнейшая структура и система движения информации в него, из него и внутри – всё это уместилось в 17 пунктов. При пристальном рассмотрении выявляются откровенные слабости подготовленного документа.

Например, в пункте 14 указано, что «член саморегулируемой организации размещает в едином реестре сведения о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, по договорам подряда на осуществление сноса, заключённым таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров, о таких договорах, в том числе о заказчике и цене по договору, об изменении сроков и цены договора, о расторжении, исполнении контракта, в течение пяти рабочих дней со дня его заключения, изменения, расторжения, исполнения, а также информационные ссылки на сведения, документы, материалы, размещённые в государственных информационных системах».
А далее в пункте 16 мы видим следующую сентенцию: «Саморегулируемая организация в течение 5 рабочих дней с момента размещения членом саморегулируемой организации в едином реестре сведений, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, проводит в отношении такого члена проверку и, в случае необходимости, принимает меры, предусмотренные статьёй 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

В этой связи у представителей профессионального сообщества возникают резонные вопросы к Минстрою России, как к разработчику, а также и к Национальным объединениям, которые, собственно, должны беспокоиться за интересы СРО. Так, на данный момент абсолютно непонятно:

1. Как можно организовать и провести проверку (судя по всему, внеплановую) за 5 рабочих дней?
2. Входит ли в указанные срок и применение мер по статье 55.13 ГрК РФ?
3. Как часто член СРО должен корректировать раздел о совокупном размере: раз в год вместе со сдачей отчёта в саморегулируемую организацию? Или при любом изменении? Тогда в какой срок: незамедлительно после изменения суммы или как?
4. И самый главный вопрос: кто сообщит в СРО о внесении таких изменений?

Аналитики уверены, что названный пункт Порядка вообще не исполним со стороны СРО в указанный срок. Это нереально. Первопричина кроется как раз в анонсированном подходе, что сам член, а не саморегулируемая организация, вносит в реестр сведения о фактическом совокупном. То есть, без какой-либо проверки член СРО будет размещать сведения в Едином реестре. Как НОПРИЗ или НОСТРОЙ это проконтролируют? Непонятно. При этом, ответственность со СРО и её членов никто не снимает.

Нельзя не согласиться с тем, что всё должно быть проще. Член сообщает данные в саморегулируемую организацию, а дальше размещением в реестре занимается СРО. Вот так должно быть. Иначе, вообще, зачем тогда СРО? Эксперты полагают, что если представленный Порядок ведения Единого реестра останется в неизменном виде, то саморегулируемые организации столкнутся с резким негативом, что, теоретически, может даже привести к демонтажу системы саморегулирования.
Именно, поэтому саморегуляторов призывают проявить свою позицию и принять активное участие в подготовке поправок в существующий проект правительственного постановления. Причём времени не так уж и много – надо успеть прислать свои замечания до 8 февраля. Так что саморегулируемое сообщество ждёт своеобразный экзамен на консолидацию.

Остаётся напомнить, что с 1 сентября 2022 года саморегулируемые организации строительной отрасли будут обязаны вести реестры своих членов в составе Единого реестра, держателем которого выступает Национальное объединение СРО соответствующего вида.


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии