Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2022 / 11 / 25 /
Опубликовано: 25 ноября 2022 в 13:26
0    634

Павел Сёмочкин предложил программу из четырёх пунктов, которые позволят решить проблемы с ценообразованием в инженерных изысканиях

Ценообразование на сегодняшний день является самой важной проблемой всей изыскательской деятельности. Об этом заявил руководитель проектно-строительного клуба МРО «Деловая Россия», соучредитель изыскательской компании «Гектар Групп» Павел Сёмочкин. Наш добровольный эксперт из российской столицы предлагает присмотреться к аргументации уважаемого изыскателя.

***

Павел Викторович справедливо отметил, что деньги являются кровью любой экономики – куда они текут, то и развивается. Именно поэтому изыскателям вместе с их саморегулируемыми организациями и Национальным объединением придётся всерьёз озаботится вопросами формирования цен на услуги своих компаний.

В ценообразовании есть два основных направления – рыночное и централизованное (государственное). Сейчас в изыскательской деятельности преобладает рыночное ценообразование, невзирая на регулирование со стороны Федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-Ф3.

Переходя к конкретным примерам, господин Сёмочкин привёл примеры своей компании, которая традиционно работает на коммерческом рынке, но с этого года решила попробовать принять участие в госконтрактах. Лоты на изыскания составляют 10%. Всё остальное – это комплексные проектно-изыскательские работы, либо «изыскания-проектирование-строительство». Иными словами, классическая изыскательская компания, которая занимается только изысканиями, попасть на этот рынок фактически не может.

Существует три основных рыночных метода определения цены контракта. Это – на основе цен конкурентов, на основе текущих цен («в изысканиях это сметы, и это не работает») и на основе воспринимаемой ценности («это то, куда мы должны прийти»). Заказчики принимают решения, исходя, в первую очередь, из цены и лишь затем ориентируясь на сроки начала работ, срок исполнения, опыт, деловую репутацию, материально-техническую базу и прочее.

Чаще всего изыскания заказывают проектные компании. Это классические коммерческие организации. Основная цель для них извлечение прибыли. Таким образом, изыскатель уже изначально оказывается в невыгодном положении, оказываясь на нижних уровнях «пищевой пирамиды». Проектировщики могли бы, например, взять контракт за 60-70% от максимума, и теперь с учётом этих сумм, нанять изыскателей на субподряд.

Начинается торговля. Генподрядчик, узнав цену изыскателей, отвечает: «Нет, мне это не важно. Мне важна цена. И чтобы вы прошли экспертизу. За это мы с вас будем ещё спрашивать потом».

Сегодня, по оценкам Павла Сёмочкина, заказчики не готовы платить за ценный конечный продукт изыскателей. Причём, установка на это идёт на государственном уровне, согласно постановлению Правительства РФ от 2013 года, где применяется коэффициент от сметной стоимости на изыскания 0,59. Таким образом государство автоматически режет стоимость изыскательских работ на 40%. Каким образом это сделать – никто не знает.

Следующее уменьшение делает заказчик, который сам является генподрядчиком и коммерческой структурой. Они ставят свой коэффициент, который может доходить до 0,7. Таким образом в итоге смета на 10 миллионов рублей сокращается до 4,13 миллиона, то есть 41% от начальной цены, и других условий нет. Авансов тоже нет. После выполнения работ изыскатели получат 30%, а остальное после экспертизы. То есть пока они проектируют и проходят экспертизу.

Сложившиеся условия Павел Викторович прямо называет кабальными и называет две причины, почему так сложилось. Первая причина самая важная. Большинство фактических заказчиков изысканий не являются конечными пользователями ценного конечного продукта. То есть проектная компания, которая получает конкурс на проектно-изыскательские работы применяет изыскания только в части прохождения экспертизы. Им изыскания больше не нужны.

Вторая проблема в том, что потребители продукта заказчика сами не понимают ценности изысканий и не видят причинно-следственных связей. Потребителем ценного конечного продукта в классическом девелопменте является жилец дома, который купил эту квартиру, или управляющая компания, которая эксплуатирует здание. А они могут задуматься о качестве изысканий разве что, когда дом «неожиданно» начнёт давать осадку и уходить под землю.

В качестве решения господин Сёмочкин предлагает программу-минимум из четырёх пунктов.

1. Отменить все коэффициенты в экспертизах на законодательном уровне, прежде всего, начиная с понижающего коэффициента в 0,59, который принят в Москве.
2. Выдавать отрицательные заключения экспертизы при договорном коэффициенте меньше, чем 0,8 от сметной стоимости.
3. При повышении стоимости повышать контроль за достоверностью предоставляемых изыскателями данных.
4. Проводить разъяснительную работу в рамках всей строительной отрасли, рассказывая заказчикам и потребителям изысканий о том, для чего необходимы инженерные изыскания и какую роль они играют.


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии