Основная масса нарушений в области закупок строительных работ выявляется при обосновании и определении НМЦК (начальной максимальной цены контракта), а также исполнении контрактов. Такие данные привёл первый заместитель начальника главного контрольного управления Челябинской области Павел Перебатов (на снимке – ред.). Доклад был сделан на расширенном заседании регионального Экспертного совета по 44-ФЗ. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Челябинска.
***
В своём выступлении Павел Александрович поделился данными ведомства по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт объектов капитального строительства, выполнение проектно-изыскательских работ.
Как показала практика, нарушения в определении НМЦК можно отнести к пяти категориям:
1. В сметную документацию повторно включаются работы, которые ранее были предметом иных контрактов.
2. При составлении сметы дважды учитываются одни и те же работы.
3. При корректировке цены закупки применяются неверные индексы прогнозной инфляции. При этом ошибка возникает из-за неверного расчёта либо сроков строительства, либо индексов дефляторов, либо неправильных математических действий, в том числе некорректного округления.
4. Необоснованное применение повышающих коэффициентов к отдельным видам работ:
– учитываются особые условия производства работ при отсутствии в проекте сведений о характере их влияния;
– применение сметных нормативов, не соответствующих проекту (применение федеральных единичных расценок (ФЕР) вместо территориальных сметных нормативов (ТЕР));
– применение расценок из сборников, не включённых в Федеральный реестр сметных нормативов;
– применение повышающих коэффициентов, не предусмотренных сметными нормами, при расчёте объёмов материалов;
– применение повышающих коэффициентов в отсутствие проектной документации.
5. Включение в локальный сметный расчёт работ, не предусмотренных ведомостью объёмов работ.
Отдельно докладчик остановился на порядке расчёта уровня инфляции. Согласно приказу Минстроя России № 841/пр, основание для формирования НМЦК – сметная стоимость строительных работ с применением индексов фактической инфляции (применяются для пересчёта сметной стоимости строительства из уровня цен на дату утверждения проектной документации в уровень цен на дату определения НМЦК), а также индексов прогнозной инфляции (применяются для пересчёта сметной стоимости строительства из уровня цен на дату определения НМЦК в уровень цен соответствующего периода реализации проекта).
Индексы фактической инфляции публикует Федеральная служба государственной статистики (Росстат) для соответствующего периода или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Индексы прогнозной инфляции публикует Минэкономразвития России или также уполномоченный орган исполнительной власти субъекта. При этом индекс прогнозной инфляции на период строительства будет равен среднему арифметическому между индексами прогнозной инфляции на даты начала и окончания работ.
Также эксперт выделил основные нарушения при исполнении контрактов:
1. «Скрытое авансирование» подрядчика.
2. Несоответствие объёмов выполненных работ объёмам, указанным в проектной (сметной) документации.
3. Замена материалов (оборудования) без согласования между сторонами.
4. Приёмка и оплата работ, выполненных подрядчиком в отсутствие повторной экспертизы в случае внесения изменений в проектную документацию, ранее получившую положительное заключение.
Причинами этих нарушений может быть как отсутствие профессиональных знаний в сфере строительства у работников контрактных служб заказчиков, так и ограниченность финансирования на проведение полноценной экспертизы разработанной ПСД, а также внешней экспертизы при приёмке результатов исполнения контракта. Нередки и случаи невнимательность должностных лиц заказчика при подготовке извещения о закупке, а позднее при приёмке работы, либо коррупционные факторы.
Господин Перебатов подчеркнул, что все эти причины носят системный характер и не зависят от реформирования закупочного и отраслевого законодательства.