Ассоциация Региональное отраслевое объединение работодателей «Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей» (Ассоциация «Сахалинстрой», СРО-С-019-06072009) обратилась в Минстрой России и Национальное объединение строителей с предложениями по урегулированию часто встречающейся ситуации. При реализации постановления Правительства № 1315 и положений Федерального закона № 44-ФЗ в части пересчёта и выплаты дополнительных цен контрактов в связи с увеличением цен строительных ресурсов в 2021-2022 годах подрядчики во многих регионах столкнулись с проблемой.
Нередки случаи, когда до ввода в эксплуатацию объекта дополнения к контрактам не были заключены, хотя пересчёт сметной стоимости выполнен и получено положительное заключение Госэкспертизы. При этом заказчик отказывается выплачивать компенсацию, мотивируя это тем, что объект уже сдан. А подрядчик фактически несёт убытки за своевременно выполненную работу. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Южно-Сахалинска.
***
Специалисты СРО в своих письмах напоминают, что приказом Минстроя России от 14 января 2020 года № 9/пр, в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок...», утверждены Типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства.
Часть 7 Типовых условий предусматривает следующее условие о сроке действия контракта: «7.7. Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту».
Гражданское законодательство также различает понятия «срок исполнения обязательств» и «срок исполнения государственного контракта».
Поэтому получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (то есть истечение срока исполнения контракта, но не прекращения всех обязательств по нему) не прекращает иные обязательства подрядчика, такие, как, например, гарантийные обязательства подрядной организации. При этом, в случае выявления заказчиком каких-либо недостатков в период гарантийного срока, заказчик, в соответствии с условиями этого же государственного (муниципального) контракта обязывает подрядчика устранить выявленные недостатки. То есть, полное исполнение обязательств подрядчиком по контракту происходит только после истечения гарантийного срока на построенный объект капитального строительства.
Схожая позиция содержится и в письмах Минстроя России от 25 июля 2022 года № 35957-СМ/09 и от 22 августа 2022 № 41861-ЕМ/09. В них главное строительное ведомство высказывает мнение, что «сам факт ввода объекта в эксплуатацию не ограничивает возможности компенсации стоимости работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, при условии согласия заказчика на увеличение цены контракта, обязательства по которому не исполнены в полном объёме». Один из упомянутых документов подписал заместитель министра и ЖКХ РФ Сергей Музыченко, другой – заместитель директора департамента пенообразования и ресурсного объединения строительства Минстроя России Евгений Мухин.
С учётом изложенного, дальневосточные саморегуляторы просят руководство Минстроя и Национального объединения разъяснить правила применения нормы постановления Правительства РФ № 1315, в части условия о возможности изменения существенных условий контракта, в том числе увеличения цены контракта по государственным контрактам (заключение дополнительного соглашения об изменении условий контракта), после получения разрешения на ввод построенного по контракту объекта в эксплуатацию и до исполнения всех других обязательств по контрактуру в полном объёме, как того требует положение подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства РФ № 1315.
Необходимость получения такого разъяснения обусловлена возникающими случаями выполнения добросовестными подрядными организациями строительно-монтажных работ по контракту с параллельным проведением перерасчёта смет и цены контрактов, получившим положительное заключение Госэкспертизы о достоверности суммы увеличения цены контракта, своевременно направившим заказчикам обращения о внесении изменений в условия контракта до ввода построенного объекта в эксплуатацию, и получившим отказ во внесении изменений в условия контракта в части увеличения его цены со ссылкой на исполнение контракта.
Такие добросовестные подрядные организации не смогли воспользоваться положенной по закону финансовой поддержкой и вынуждены были изыскивать дополнительное финансирование, пользоваться заёмными денежными средствами и своей репутацией, а также предпринимать иные необходимые меры для завершения строительства, в настоящее время находятся в неудовлетворительном финансовом состоянии.