***
Как можно было увидеть из презентации, представленной экспертом, строительство традиционно является отраслью с самым высоким уровнем смертельного травматизма. Далее с большим отрывом следуют обрабатывающее производство, транспорт и добыча полезных ископаемых. Причём, как минимум три последних года это невесёлое лидерство сохраняется. Впрочем, если говорить про общий уровень травматизма, включая лёгкие повреждения, то стройка оказывается уже на 4 месте – здесь абсолютное первенство держит обрабатывающее производство.
При этом строительство находится на третьем месте среди всех отраслей по количеству работников, трудящихся во вредных и опасных условиях. Каждый третий работник в строительстве испытывает на себе влияние вредных и опасных факторов и, соответственно, подвержен профессиональным заболеваниям и производственным травмам.
Две другие статистические выборки показывают типы и причины несчастных случаев на стройке. Почти половина травм связана с падением с высоты, остальное примерно в равных долях приходится на обвалы и обрушения, воздействия движущихся предметов, транспортные происшествия и прочие виды. К причинам аварий, в первую очередь, относят неудовлетворительную организацию работ. Также можно отметить нарушения, связанные с несоблюдением ПДД, дисциплины, производственного процесса, несоответствие рабочих мест требованиям нормативов и неприменение СИЗ.
К основным тенденциям в обеспечении безопасности в строительстве господин Камаев отнёс:
- риск-ориентированный подход, позволяющий вести постоянный мониторинг и анализ ситуации и сосредоточиться на зонах повышенного риска;
- охрану труда и техники безопасности на объектах промышленно-гражданского строительства, строящихся с применением ТИМ;
- электронные сервисы, предназначенные, в первую очередь, для организации и проведения мероприятий по охране труда;
- системы видеонаблюдения и распознавания, визуализации опасностей, что даёт возможность добиться существенного сокращения нарушений на объекте строительства, а также количества и суммы потенциальных штрафов в случае выявления их надзорными органами.
Основной задачей риск-ориентированного подхода докладчик назвал достижение безопасности за счёт управления рисками. Высокую популярность риск-ориентированного подхода, по сравнению с традиционными методами контроля, обеспечивают: сосредоточенность на зонах повышенного риска, гибкость, возможность изменять условия, требования и рекомендации, а также постоянный мониторинг и анализ ситуации.
Нормативные источники процедуры управления профессиональными рисками может служить Трудовой кодекс РФ, примерное Положение о системе управления охраной труда, утверждённое приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года, Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утверждённые приказом Минтруда России от 28 декабря 2021 года № 926.
Между тем, вызывает недоумение, почему занимаясь теоретическими наработками в области обеспечения безопасности труда строителя, такими, как цифровые сервисы и новые СТО, эксперты Национального объединения полностью игнорируют успешный практический опыт российских СРО.
Так, в докладе, не нашёл отражения проект «Высота», который совместно реализует Общественный совет по развитию саморегулирования вместе со строительными СРО. А ведь благодаря его внедрению на строительных площадках членов этих саморегулируемых организаций в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях удалось не на словах, а на деле перейти к практике «нулевого травматизма».
Казалось бы, дело за малым – обобщить опыт, которым коллеги готовы охотно поделиться и масштабировать его на остальные регионы. Вот и в докладе Равиля Камаева указывается, что основной причиной травматизма на стройке является именно падение с высоты. И как раз с этой проблемой эксперты Общественного совета и входящих в эту группу СРО научились успешно работать!
Однако по какой-то непонятной причине, Национальное объединение предпочитает сосредоточиться на абстрактных теориях и пока не проявивших себя в деле программных продуктах.