В Екатеринбурге прошёл Международный форум по развитию промышленного строительства и проектирования ICID-2022. Его организаторами выступили две региональные саморегулируемые организации – Союз «Уральское объединение строителей» (Союз «УОС», СРО-С-166-30122009) и Союз «Лига проектных организаций» (Союз ЛПО, СРО-П-220-24082021). Участие в Форуме приняли свыше 700 строительных и проектных компаний из разных регионов страны. В ходе мероприятия они не только заключали контракты и устанавливали полезные деловые связи, но и подготовили пакет предложений, которые направлены в Минпромторг России и Минстрой России о промышленном строительстве. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из уральской столицы.
***
Российские власти выражают надежду на развитие стройиндустрии в условиях современных вызовов, приводя при этом не только благие пожелания, но и расчётные цифры. Так, заместитель директора департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли РФ Роман Куприн спрогнозировал, что объёмы производства отечественных строительных материалов (теплоизоляции, нерудных материалов, керамической плитки, сантехники) с 2024 года увеличатся в два раза. Для этого будут введены дополнительные мощности.
По словам господина Куприна, доля импортных строительных материалов составляет сегодня порядка 4%. С оборудованием ситуация не такая благоприятная, однако отрасль перестраивается, идёт переориентация на китайских и турецких производителей, а также продолжается развитие российского машиностроения.
Как отметил заместитель генерального директора по связям с общественностью СРО «Уральское объединение строителей» и СРО «Лига проектных организаций» Денис Снетков (на снимке – ред.), на сегодняшний день Стратегия развития строительной отрасли явно смещена в сторону жилищного строительства. Поэтому саморегуляторам необходимо заботиться о строителях и проектировщиках и в сфере промышленности. И это подтверждают итоги Форума.
В итоговой Резолюции для Минстроя России участники высказали просьбу предусмотреть участие в Стратегии представителей промышленного комплекса. В этой же Резолюции отмечены порядка 50-ти предложений участников Форума, в том числе крупных промышленных предприятий, по ускорению и снижению стоимости стройки промышленных объектов, для реализации в рамках дорожной карты Правительства РФ.
Основные идеи можно сгруппировать по семи направлениям:
1. Вместе с заданием на проектирование должен выдаваться план земельного участка. Но обращаться за планом имеет право только правообладатель участка. Инвестор должен сначала вложить деньги в землю, определить, где будет находиться объект до метра, только потом отдать задание на проектирование. Поскольку расположение сложных промышленных объектов может понять только проектировщик, предлагается в законе сначала предусмотреть проектирование, а уже потом оформлять права на земельный участок.
2. По данным Росстата, рентабельность продаж строительной отрасли составляет 2,9-3,5%, средний уровень рентабельности по всем отраслям России – 4%. Причина в несоответствии системы сметного ценообразования и рыночной стоимости строительства. Например, отсутствует система отнесения затрат на строительный контроль. Пересмотреть сметные нормативы в части определения затрат по накладным расходам и сметной прибыли подрядчика.
3. Одна из основных «болей» подрядчиков – неучёт накладных расходов (доходит до 250%) затрат простоев работников по неблагоприятным погодным условиям (низкая температура в зимний период), в связи с переносом срока поставки материалов, при временной консервации объектов. Внести в законодательство учёт затрат.
4. Часто после выбора подрядчика на строительство начинают меняться проектные решения. Проектировщики закладывают какое-то оборудование и делают максимальную смету. После прихода подрядчика выясняется, что оборудование стоит других денег или не подходит. Это приводит к увеличению сроков и бюджета проекта. Законодательно закрепить, что выбор подрядчика по строительству должен происходит на этапе проектирования.
5. Сроки постоплаты подрядчикам доходят до 180-ти дней, но налоги и заработную плату нужно платить. Предлагается вести точный срок оплаты работ и оплату налогов после получения денег от заказчика.
6. На смену крупным строительным трестам и проектным институтам советского периода пришло множество мелких подрядчиков с минимальными штатами с низкими требованиями к персоналу. Согласно отчёту Главгосэкспертизы России, 28% документации содержат ошибки в технической документации, которые могут привести в техногенным авариям, при этом чем больше подрядчиков, тем хуже документация. Стоит создавать крупные объединения для строительства и проектные институты с государственным участием, плановыми заданиями на пятилетку, как было в советское время, и уменьшенными налогами, как в современной IT-отрасли.
7. Избавиться от излишних административных барьеров при проектировании и прохождении экспертизы проекта для ускорения сроков строительства.
Организаторы и саморегуляторы надеются, что профильные ведомства учтут пожелания со стороны сообщества и обратят внимание на текущие проблемы промышленного строительства.