Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2022 / 09 / 12 /
Опубликовано: 12 сентября 2022 в 16:09
0    1678

Алексей Старицын: Ситуация с направлениями Нацобъединениями в СРО обязательных для исполнения уведомлений аналогична той, что сложилась с запросами

Наш постоянный эксперт и известный юрист Алексей Старицын на прошлой неделе дал разъяснения по чёткому ограничению Градостроительным кодексом РФ права Нацобъединений по направлению обязательных для исполнения запросов и установления законом для саморегулируемых организаций меры ответственности. Сегодня Алексей Геннадьевич продолжает тему, но уже по ситуации с уведомлениями. Передаём слово постоянному эксперту.

***

Для начала давайте ещё разок вспомним о том, что частью 8 статьи 55.20 ГрК РФ определены основные функции Национального объединения саморегулируемых организаций. Для осуществления своих функций Нацобъединения, в соответствии с частью 8.1 статьи 55.20, вправе направлять саморегулируемым организациям обязательные к исполнению запросы и уведомления. Национальные объединения не вправе вмешиваться в деятельность саморегулируемых организаций, ограничивать их деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законом (часть 9 статьи 55.20 ГрК РФ).

Направление Национальным объединением обязательных для исполнения саморегулируемой организацией уведомлений, включая их содержание, определено частью 10 статьи 55.20 ГрК РФ, устанавливающей, что в случае выявления Нацобъединением нарушения, предусмотренного частью 5 статьи 55.2, другими федеральными законами и допущенного саморегулируемой организацией, Национальное объединение направляет в такую саморегулируемую организацию обязательное к исполнению уведомление о выявленных нарушениях, содержащее предложение об их устранении (части 8, 8.1 и 10 статьи 55.20 ГрК РФ). При этом сроки, в течение которых должны быть устранены нарушения, указываются в уведомлении.

Следует учитывать, что, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В этой связи сроки, указанные в таких уведомлениях для СРО, устанавливаются (продлеваются) Национальными объединениями в каждом конкретном случае, исходя из принципов разумности, справедливости и возможности их добросовестного соблюдения саморегулируемой организацией.

В Градкодексе не содержится запрета на взаимодействие СРО с Национальным объединением, в том числе в части направления просьбы о продлении указанного в уведомлении срока устранения выявленных нарушений. Просьба о продлении указанного в уведомлении срока устранения выявленных нарушений должна быть направлена саморегулируемой организацией в разумные сроки до истечения срока, указанного в уведомлении об устранения выявленных нарушений.

Национальное объединение, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в обязательном порядке должно направить ответ на просьбу СРО о продлении указанного в уведомлении срока устранения выявленных нарушений, а в случае отказа, подробно обосновать его, который должен быть направлен до истечения срока, указанного в уведомлении об устранения выявленных нарушений.

Согласно части 11 статьи 55.20 ГрК РФ, в случае неисполнения саморегулируемой организацией содержащегося в предусмотренном частью 10 статьи 55.20 уведомлении предложения об устранении нарушения, установленного частью 5 статьи 55.2, соответствующее Национальное объединение утверждает заключение о возможности исключения сведений о СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций и направляет указанное заключение на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного Нацобъединением с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в орган надзора за СРО не позднее, чем через пять рабочих дней со дня утверждения указанного заключения.

Иные уведомления, которые Национальные объединения имеют право направлять в саморегулируемые организации, Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрены, следовательно, не являются обязательными к исполнению, их неисполнение не влечёт наступление последствий, установленных частью 11 статьи 55.20 ГрК РФ.

Уведомление о выявленных нарушениях должно содержать описание выявленного нарушения, а также указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким федеральным законом и его структурной единицей оно установлено.

Градостроительным кодексом РФ установлено, что уведомление о выявленных нарушениях формируется только в случае выявления Национальным объединением нарушения, предусмотренного частью 5 статьи 55.2, другими федеральными законами и допущенного саморегулируемой организацией.

Нарушения иных нормативных правовых актов, а не федеральных законов, например, постановлений Правительства РФ, Минстроя России и тому подобное, не являются основанием для подготовки уведомлений о выявленных нарушениях.

Нарушения, допущенные не саморегулируемой организацией, например, её членами в части смены адреса (места нахождения) (касается СРО в области строительства) на иной субъект Российской Федерации и сохранения членства, направление денежных средств в уплату взноса в компенсационный фонд частями или на «не тот счёт», не может служить основанием для подготовки уведомлений о выявленных нарушениях.

Немаловажным также является то, что нарушение, указанное в уведомление о выявленном нарушении, должно быть устранимым, зависеть от действий (воли) саморегулируемой организации, а не третьих лиц, а срок, установленный в уведомлении, должен быть разумным, то есть позволяющим устранить нарушение без нарушения процедур, установленных Уставом СРО, её внутренними документами, действующим законодательством.

Следует учитывать, что, согласно части 10 статьи 55.20 ГрК РФ, уведомление о выявленных нарушениях, а также копии документов, подтверждающих допущенное нарушение, могут быть направлены на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных Национальным объединением с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в СРО и в орган надзора за саморегулируемыми организациями, что подразумевает обязательное направление Нацобъединением в саморегулируемую организацию вместе с уведомлением о выявленных нарушениях также копии документов, подтверждающих допущенное нарушение.

Следовательно, уведомление о выявленных нарушениях, направленное в СРО без копий документов, подтверждающих допущенное нарушение, является ничтожным, то есть не подлежащим исполнению.

Градостроительный кодекс РФ чётко ограничил право Национальных объединений по направлению обязательных для исполнения уведомлений о выявленных нарушениях вместе с копиями документов, подтверждающих допущенное нарушение, установив для СРО ответственность в случае неисполнения саморегулируемой организацией содержащегося в предусмотренном частью 10 статьи 55.20 уведомлении предложения об устранении нарушения, установленного только частью 5 статьи 55.2 (иные федеральные законы исключены), соответствующее Национальное объединение утверждает заключение о возможности исключения сведений о СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций.


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии