Частью 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ определены основные функции Национального объединения саморегулируемых организаций. Для осуществления своих функций Нацобъединения, в соответствии с частью 8.1 статьи 55.20 ГрК РФ, вправе направлять саморегулируемым организациям обязательные к исполнению запросы и уведомления. На это обратил внимание наш эксперт, юрист Алексей Старицын, которому мы и передаём слово.
***
Согласно части 5 статьи 55.2 Градостроительного кодекса РФ, непредоставление саморегулируемой организацией сведений по запросу Национального объединения, направленному при исполнении функций, предусмотренных пунктами 5, 7 и 9 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ, является одним из оснований для исключения сведений о СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций наряду с основанием, предусмотренным частью 1 статьи 21 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
В пунктах 5, 7 и 9 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ сказано, что Национальные объединения могут направлять обязательные к исполнению запросы только по исчерпывающему перечню, а именно:
«5) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций соответствующих видов, а также жалоб иных лиц на действия (бездействие) саморегулируемых организаций соответствующих видов, на действия (бездействие) специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, включённых в Национальные реестры специалистов (за исключением жалоб и иных обращений саморегулируемых организаций);
7) подготовка и утверждение заключений о возможности внесения сведений о саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в Государственный реестр саморегулируемых организаций, заключений об отказе во внесении сведений о таких саморегулируемых организациях в Государственный реестр саморегулируемых организаций, заключений о возможности исключения сведений о саморегулируемых организациях из Государственного реестра саморегулируемых организаций, заключений об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемых организациях из Государственного реестра саморегулируемых организаций;
9) взаимодействие с саморегулируемыми организациями, органом надзора за саморегулируемыми организациями в части получения и передачи предусмотренной настоящим Кодексом информации».
Следовательно, запросы, направленные за пределами пунктов 5, 7 и 9 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ, не являются обязательными к исполнению, значит, отвечать на них не обязательно, и это не может служить законным основанием для инициирования исключения сведений о СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций.
Запрос, направляемый во исполнение функции, установленной пунктом 5 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ, должен содержать указание на поступление в Национальное объединение на рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций соответствующих видов, а также жалоб иных лиц на действия (бездействие) СРО соответствующих видов, на действия (бездействие) специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, включённых в Национальные реестры специалистов (за исключением жалоб и иных обращений саморегулируемых организаций), то есть одной ссылки на пункт 5 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ в таком запросе явно недостаточно.
Считаю, что Национальное объединение также должно приложить к запросу в виде приложения поступившее обращение, ходатайство и тому подобное, учтя законодательства о персональных данных.
Запрос, направляемый во исполнение функции, установленной пунктом 7 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ, должен содержать указание на принятие Национальным объединением решения о подготовке к утверждению заключения о возможности исключения сведений о саморегулируемых организациях из Государственного реестра, заключений об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемых организациях из Госреестра, то есть одной ссылки на пункт 7 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ в таком запросе недостаточно, ввиду указания в Градкодексе.
Считаю, что Национальное объединение также должно приложить к запросу в виде приложения решение о подготовке к утверждению соответствующего заключения.
Запрос, направляемый во исполнение функции, установленной пунктом 9 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ, должен содержать указание на запрос, поступивший от органа надзора за саморегулируемыми организациями в части получения и передачи предусмотренной Градкодексом информации.
Считаю, что Национальное объединение также должно приложить к запросу в виде приложения запрос, поступивший от органа надзора за саморегулируемыми организациями.
Взаимодействие СРО и Нацобъединения осуществляется только в части ведения Единого реестра членов саморегулируемых организаций и их обязательств, в составе которого СРО обязана вести реестр членов, и в объёме сведений, содержащихся в Едином реестре членов саморегулируемых организаций и их обязательств.
Других обязательных взаимодействий Градостроительным кодексом РФ не предусмотрено, следовательно, Национальные объединения не имеют законного права направлять иные обязательные для исполнения запросы, прикрываясь взаимодействием и так далее.
Кроме того, Национальные объединения не вправе вмешиваться в деятельность саморегулируемых организаций, ограничивать их деятельность, за исключением случаев, предусмотренных Градкодексом (часть 9 статьи 55.20 ГрК РФ).
Градостроительный кодекс РФ чётко ограничил право Национальных объединений по направлению обязательных для исполнения запросов, установив для саморегулируемых организаций меру ответственности в виде специального основания для исключения сведений о СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций.