Дата, когда будет утверждена Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года, стала известна – это должно быть сделано до 15 ноября сего года. Так сказано в поручении Президента России Владимира Путина. За оставшееся время документ предстоит доработать с учётом итогов заседания Госсовета РФ и утвердить уже окончательно. Ответственным назначен председатель Правительства России Михаил Мишустин.
Затянувшаяся на долгие годы работа над Стратегией позволяет сделать неутешительные выводы о качестве планирования в строительной отрасли. Поэтому, считает наш добровольный эксперт из Новосибирска, изучить неудачный путь создания документа может быть полезно, чтобы выявить многие актуальные проблемы строительной отрасли, в том числе и в части работы системы саморегулирования.
***
Разработка и утверждение Стратегии, согласно распоряжению Правительства РФ от 16 августа 2018 года № 1697-р, входит в план мероприятий («дорожную карту») по развитию конкуренции в отраслях экономики страны. Однако за 4 года документ так и не был приведён к результату, который мог бы устроить и власть, и строительное сообщество.
Первый вывод, который можно сделать, состоит в том, что в отрасли практически отсутствует механизм нахождения консолидированного решения тех или иных вопросов. На заре работы над программой три года назад Минстрой России решил подойти к поставленной задаче с максимальным демократизмом, создав большое количество рабочих групп, в которые вошли все заинтересованные стороны. Это и представители застройщиков, и подрядчики в области строительства, изысканий, проектирования, и профильные чиновники, и экспертное сообщество, и представители смежных ведомств.
Однако уже вскоре стало ясно, что работа в таком формате плавно перетекает в известный вариант с тремя крыловскими персонажами, а воз останется на своём месте всерьёз и надолго. Тогда Минстрой, поддавшись на уговоры активной команды Национального объединения строителей, решил полностью передать разработку именно в НОСТРОЙ, решив, что саморегуляторы смогут выступить в качестве консолидирующей площадки, обеспечив в итоге баланс интересов.
Результат всем известен. Нацобъединение строителей так и не смогло подняться над узкими ведомственными и коммерческими интересами, превратив работу над Стратегией в откровенные попытки лоббирования интересов крупных девелоперских холдингов и собственного Аппарата. Итоговый результат не встретил одобрения ни в проектно-строительном сообществе, ни среди смежных ведомств, в том числе Минэкономики и Минфина. Всё это, вместе с откровенно сырым материалом и низким уровнем аналитического продукта заставило Минстрой фактически перечеркнуть первую версию Стратегии и начать работу заново уже своими силами.
Второй блин также оказался комом. В результате работы экспертов, которых собрал экс-замминистра строительства и ЖКХ РФ Дмитрий Волков, документ сократился с 300 страниц до 50-ти и существенно изменился по структуре. Заодно временные рамки были увеличены уже до 2035 года. Эта версия также оказалась неактуальной. Причиной стали, с одной стороны, экономические перемены в стране и мире, которые не вошли в Стратегию, но также требовали учёта, а с другой стороны – перестановки и смена приоритетов в самом министерстве.
Дальше работой над Стратегией занимались РСПП и НОПРИЗ, пытаясь доработать и изменить положения документа в соответствии со своим видением. При этом после каждой итерации находились всё новые замечания, и всё новые несогласные с предложенными подходами участники рынка. Что же касается самого строительного сообщества, то оно стало воспринимать документ и вовсе в ироничном ключе, уже не рассчитывая, что тот когда-нибудь в обозримом будущем будет доделан.
Тем не менее, власти страны, скрепя сердце и скрипя зубами, вынуждены дорабатывать Стратегию до работоспособного состояния. О ней шла речь в докладе заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина на заседании рабочей комиссии Государственного совета по направлению «Строительство, ЖКХ, городская среда», которое состоялось 16 июня в ходе Петербургского международного экономического форума. А 21 июня теме разработки Стратегии было посвящено заседание президиума Государственного совета, которое состоялось под председательством Главы государства.
Стоит отметить, что в документе появились несколько новых концепций, которые ранее не декларировала ни одна из сторон. Это, например, кластерный подход к развитию регионов, когда меры поддержки жилищного строительства принимаются с учётом фактической ситуации в субъектах. В рамках этого подхода может быть выделено семь основных региональных кластеров по таким показателям, как динамика спроса и предложения жилья, а также общим факторам, значимым для развития рынка жилья – начиная от динамичных рынков Москвы и Московской области и кончая рынками с активным снижением потребителей – например, Камчатский и Хабаровский края.
Второй идеей стало развитие проектного подхода к управлению экономикой, в частности, предложение о формировании пятилетних планов реализации строительных проектов в таких сферах, как жилищное и дорожное строительство. Очевидно, что в дальнейшем практика формирования таких программ будет расширена.
Ещё одной новинкой стало появление так называемого «инфраструктурного меню», куда вошёл перечень источников для модернизации инфраструктуры: целевые бюджетные кредиты, инфраструктурные облигации, предоставление средств Фонда национального благосостояния Фонду ЖКХ, реструктуризацию бюджетных кредитов, финансирование объектов с опережающими темпами строительства, субсидирование процентной ставки на досрочное исполнение контрактов, инфраструктурные кредиты ВЭБ.РФ на развитие городской инфраструктуры.
В целом можно констатировать, что предыдущим участникам работы над Стратегией – представителям строительной отрасли и саморегулируемому сообществу – не удалось оставить в стороне узкий отраслевой взгляд и сгенерировать работоспособный документ. Финальный текст стал результатом работы, скорее всего, даже не экспертов Минстроя, а неких «мозговых трестов» (think tanks) российского Правительства, которые предпочитают не афишировать свою деятельность. Тест на способность самостоятельно ставить задачи пока отраслью был провален, осталось показать способность выполнять задания, которые спущены сверху.
Почему провалилась разработка Стратегии-2030 и кто же завершит работу над ошибками?
Дата, когда будет утверждена Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года, стала известна – это должно быть сделано до 15 ноября сего года. Так сказано в поручении Президента России Владимира Путина. За оставшееся время документ предстоит доработать с учётом итогов заседания Госсовета РФ и утвердить уже окончательно. Ответственным назначен председатель Правительства России Михаил Мишустин.
Затянувшаяся на долгие годы работа над Стратегией позволяет сделать неутешительные выводы о качестве планирования в строительной отрасли. Поэтому, считает наш добровольный эксперт из Новосибирска, изучить неудачный путь создания документа может быть полезно, чтобы выявить многие актуальные проблемы строительной отрасли, в том числе и в части работы системы саморегулирования.
***
Разработка и утверждение Стратегии, согласно распоряжению Правительства РФ от 16 августа 2018 года № 1697-р, входит в план мероприятий («дорожную карту») по развитию конкуренции в отраслях экономики страны. Однако за 4 года документ так и не был приведён к результату, который мог бы устроить и власть, и строительное сообщество.
Первый вывод, который можно сделать, состоит в том, что в отрасли практически отсутствует механизм нахождения консолидированного решения тех или иных вопросов. На заре работы над программой три года назад Минстрой России решил подойти к поставленной задаче с максимальным демократизмом, создав большое количество рабочих групп, в которые вошли все заинтересованные стороны. Это и представители застройщиков, и подрядчики в области строительства, изысканий, проектирования, и профильные чиновники, и экспертное сообщество, и представители смежных ведомств.
Однако уже вскоре стало ясно, что работа в таком формате плавно перетекает в известный вариант с тремя крыловскими персонажами, а воз останется на своём месте всерьёз и надолго. Тогда Минстрой, поддавшись на уговоры активной команды Национального объединения строителей, решил полностью передать разработку именно в НОСТРОЙ, решив, что саморегуляторы смогут выступить в качестве консолидирующей площадки, обеспечив в итоге баланс интересов.
Результат всем известен. Нацобъединение строителей так и не смогло подняться над узкими ведомственными и коммерческими интересами, превратив работу над Стратегией в откровенные попытки лоббирования интересов крупных девелоперских холдингов и собственного Аппарата. Итоговый результат не встретил одобрения ни в проектно-строительном сообществе, ни среди смежных ведомств, в том числе Минэкономики и Минфина. Всё это, вместе с откровенно сырым материалом и низким уровнем аналитического продукта заставило Минстрой фактически перечеркнуть первую версию Стратегии и начать работу заново уже своими силами.
Второй блин также оказался комом. В результате работы экспертов, которых собрал экс-замминистра строительства и ЖКХ РФ Дмитрий Волков, документ сократился с 300 страниц до 50-ти и существенно изменился по структуре. Заодно временные рамки были увеличены уже до 2035 года. Эта версия также оказалась неактуальной. Причиной стали, с одной стороны, экономические перемены в стране и мире, которые не вошли в Стратегию, но также требовали учёта, а с другой стороны – перестановки и смена приоритетов в самом министерстве.
Дальше работой над Стратегией занимались РСПП и НОПРИЗ, пытаясь доработать и изменить положения документа в соответствии со своим видением. При этом после каждой итерации находились всё новые замечания, и всё новые несогласные с предложенными подходами участники рынка. Что же касается самого строительного сообщества, то оно стало воспринимать документ и вовсе в ироничном ключе, уже не рассчитывая, что тот когда-нибудь в обозримом будущем будет доделан.
Тем не менее, власти страны, скрепя сердце и скрипя зубами, вынуждены дорабатывать Стратегию до работоспособного состояния. О ней шла речь в докладе заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина на заседании рабочей комиссии Государственного совета по направлению «Строительство, ЖКХ, городская среда», которое состоялось 16 июня в ходе Петербургского международного экономического форума. А 21 июня теме разработки Стратегии было посвящено заседание президиума Государственного совета, которое состоялось под председательством Главы государства.
Стоит отметить, что в документе появились несколько новых концепций, которые ранее не декларировала ни одна из сторон. Это, например, кластерный подход к развитию регионов, когда меры поддержки жилищного строительства принимаются с учётом фактической ситуации в субъектах. В рамках этого подхода может быть выделено семь основных региональных кластеров по таким показателям, как динамика спроса и предложения жилья, а также общим факторам, значимым для развития рынка жилья – начиная от динамичных рынков Москвы и Московской области и кончая рынками с активным снижением потребителей – например, Камчатский и Хабаровский края.
Второй идеей стало развитие проектного подхода к управлению экономикой, в частности, предложение о формировании пятилетних планов реализации строительных проектов в таких сферах, как жилищное и дорожное строительство. Очевидно, что в дальнейшем практика формирования таких программ будет расширена.
Ещё одной новинкой стало появление так называемого «инфраструктурного меню», куда вошёл перечень источников для модернизации инфраструктуры: целевые бюджетные кредиты, инфраструктурные облигации, предоставление средств Фонда национального благосостояния Фонду ЖКХ, реструктуризацию бюджетных кредитов, финансирование объектов с опережающими темпами строительства, субсидирование процентной ставки на досрочное исполнение контрактов, инфраструктурные кредиты ВЭБ.РФ на развитие городской инфраструктуры.
В целом можно констатировать, что предыдущим участникам работы над Стратегией – представителям строительной отрасли и саморегулируемому сообществу – не удалось оставить в стороне узкий отраслевой взгляд и сгенерировать работоспособный документ. Финальный текст стал результатом работы, скорее всего, даже не экспертов Минстроя, а неких «мозговых трестов» (think tanks) российского Правительства, которые предпочитают не афишировать свою деятельность. Тест на способность самостоятельно ставить задачи пока отраслью был провален, осталось показать способность выполнять задания, которые спущены сверху.
Затянувшаяся на долгие годы работа над Стратегией позволяет сделать неутешительные выводы о качестве планирования в строительной отрасли. Поэтому, считает наш добровольный эксперт из Новосибирска, изучить неудачный путь создания документа может быть полезно, чтобы выявить многие актуальные проблемы строительной отрасли, в том числе и в части работы системы саморегулирования.
***
Разработка и утверждение Стратегии, согласно распоряжению Правительства РФ от 16 августа 2018 года № 1697-р, входит в план мероприятий («дорожную карту») по развитию конкуренции в отраслях экономики страны. Однако за 4 года документ так и не был приведён к результату, который мог бы устроить и власть, и строительное сообщество.
Первый вывод, который можно сделать, состоит в том, что в отрасли практически отсутствует механизм нахождения консолидированного решения тех или иных вопросов. На заре работы над программой три года назад Минстрой России решил подойти к поставленной задаче с максимальным демократизмом, создав большое количество рабочих групп, в которые вошли все заинтересованные стороны. Это и представители застройщиков, и подрядчики в области строительства, изысканий, проектирования, и профильные чиновники, и экспертное сообщество, и представители смежных ведомств.
Однако уже вскоре стало ясно, что работа в таком формате плавно перетекает в известный вариант с тремя крыловскими персонажами, а воз останется на своём месте всерьёз и надолго. Тогда Минстрой, поддавшись на уговоры активной команды Национального объединения строителей, решил полностью передать разработку именно в НОСТРОЙ, решив, что саморегуляторы смогут выступить в качестве консолидирующей площадки, обеспечив в итоге баланс интересов.
Результат всем известен. Нацобъединение строителей так и не смогло подняться над узкими ведомственными и коммерческими интересами, превратив работу над Стратегией в откровенные попытки лоббирования интересов крупных девелоперских холдингов и собственного Аппарата. Итоговый результат не встретил одобрения ни в проектно-строительном сообществе, ни среди смежных ведомств, в том числе Минэкономики и Минфина. Всё это, вместе с откровенно сырым материалом и низким уровнем аналитического продукта заставило Минстрой фактически перечеркнуть первую версию Стратегии и начать работу заново уже своими силами.
Второй блин также оказался комом. В результате работы экспертов, которых собрал экс-замминистра строительства и ЖКХ РФ Дмитрий Волков, документ сократился с 300 страниц до 50-ти и существенно изменился по структуре. Заодно временные рамки были увеличены уже до 2035 года. Эта версия также оказалась неактуальной. Причиной стали, с одной стороны, экономические перемены в стране и мире, которые не вошли в Стратегию, но также требовали учёта, а с другой стороны – перестановки и смена приоритетов в самом министерстве.
Дальше работой над Стратегией занимались РСПП и НОПРИЗ, пытаясь доработать и изменить положения документа в соответствии со своим видением. При этом после каждой итерации находились всё новые замечания, и всё новые несогласные с предложенными подходами участники рынка. Что же касается самого строительного сообщества, то оно стало воспринимать документ и вовсе в ироничном ключе, уже не рассчитывая, что тот когда-нибудь в обозримом будущем будет доделан.
Тем не менее, власти страны, скрепя сердце и скрипя зубами, вынуждены дорабатывать Стратегию до работоспособного состояния. О ней шла речь в докладе заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина на заседании рабочей комиссии Государственного совета по направлению «Строительство, ЖКХ, городская среда», которое состоялось 16 июня в ходе Петербургского международного экономического форума. А 21 июня теме разработки Стратегии было посвящено заседание президиума Государственного совета, которое состоялось под председательством Главы государства.
Стоит отметить, что в документе появились несколько новых концепций, которые ранее не декларировала ни одна из сторон. Это, например, кластерный подход к развитию регионов, когда меры поддержки жилищного строительства принимаются с учётом фактической ситуации в субъектах. В рамках этого подхода может быть выделено семь основных региональных кластеров по таким показателям, как динамика спроса и предложения жилья, а также общим факторам, значимым для развития рынка жилья – начиная от динамичных рынков Москвы и Московской области и кончая рынками с активным снижением потребителей – например, Камчатский и Хабаровский края.
Второй идеей стало развитие проектного подхода к управлению экономикой, в частности, предложение о формировании пятилетних планов реализации строительных проектов в таких сферах, как жилищное и дорожное строительство. Очевидно, что в дальнейшем практика формирования таких программ будет расширена.
Ещё одной новинкой стало появление так называемого «инфраструктурного меню», куда вошёл перечень источников для модернизации инфраструктуры: целевые бюджетные кредиты, инфраструктурные облигации, предоставление средств Фонда национального благосостояния Фонду ЖКХ, реструктуризацию бюджетных кредитов, финансирование объектов с опережающими темпами строительства, субсидирование процентной ставки на досрочное исполнение контрактов, инфраструктурные кредиты ВЭБ.РФ на развитие городской инфраструктуры.
В целом можно констатировать, что предыдущим участникам работы над Стратегией – представителям строительной отрасли и саморегулируемому сообществу – не удалось оставить в стороне узкий отраслевой взгляд и сгенерировать работоспособный документ. Финальный текст стал результатом работы, скорее всего, даже не экспертов Минстроя, а неких «мозговых трестов» (think tanks) российского Правительства, которые предпочитают не афишировать свою деятельность. Тест на способность самостоятельно ставить задачи пока отраслью был провален, осталось показать способность выполнять задания, которые спущены сверху.