Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2022 / 08 / 03 /
Опубликовано: 03 августа 2022 в 16:09
0    970

Евгений Карант: НОСТРОЙ не должен допустить в отношении членов строительных СРО новой, никому из них непонятной в настоящее время ТИМ-обязанности

На сайте Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования недавно проводился опрос среди потенциальных субъектов в сфере ТИМ. Целью этого исследования было выяснить, какие меры и преференции более всего стимулируют застройщиков к переходу на современные технологии. С подробностями – наш добровольный эксперт из Санкт-Петербурга.

***

Результаты опроса говорят сами за себя. Тот факт, что всего лишь 13% респондентов усмотрели в качестве стимула для такого перехода наличие административных и законодательных предписаний, свидетельствует о том, что какие бы новые предписания не вводил регулятор, такой переход вряд ли состоится.

Вместе с тем, по мнению ведущего инженера НИИСФ РААСН, руководителя национальной информационной системы по строительству Евгения Каранта, эти результаты могли бы быть существенно иными, если бы мера, которая стоит в этом списке первой, была бы сформулирована примерно так: «Приведение административных и законодательных предписаний в части, касающейся ТИМ, к виду, понятному субъектам инвестиционно-строительной деятельности и отражающему её реалии». Не исключено, что за такую меру отдали бы свои голоса большинство участников опроса.

Евгений Давидович обращает внимание на то, что основным документом, регламентирующим использование ТИМ, является постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 года № 1431. Этим нормативным актом утверждён, в том числе состав сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, а также требования к их форматам.

В редакции указанного документа, действовавшей до 27 мая 2022 года, включению в информационную модель подлежали только сведения, документы и материалы, входящие в состав разделов проектной документации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», графическая часть которых выполнена в виде трёхмерной модели.

В редакции, действующей в настоящее время, включению в информационную модель подлежат эти же самые сведения, документы и материалы, но не императивно, а только в том случае, если требование к формированию самой информационной модели установлено в задании на проектирование.

В этом же случае в информационную модель дополнительно подлежат включению сведения, документы и материалы, входящие в установленном порядке в состав разделов рабочей документации, графическая часть которых дополнена трёхмерной моделью.
Срок действия постановления № 1431, напоминает господин Карант, истекает 1 марта 2023 года. Поскольку формирование информационной модели объекта капитального строительства с этой даты с высокой вероятностью станет обязательным, а не зависящим от волеизъявления отдельных заказчиков, представляется важным рассмотреть именно этот сценарий.

Важность подготовки в форме информационной модели проектной документации уже мало у кого вызывает сомнение. Вместе с тем, строители пребывают в волнении от того, что с наступлением весны обязательным может стать выполнение в виде трёхмерной модели не только графической части проектной документации, но и графической части рабочей документации.

О рабочей документации в настоящее время известно следующее. Согласно Градостроительному кодексу РФ, она представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Здесь же говорится о том, что рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации, причём подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно.

Согласно СП 48.13330.2019 «Организация строительства», подтверждение факта соответствия комплектов рабочей документации требованиям действующих нормативных документов и утверждённой проектной документации осуществляется путём визирования ответственным лицом застройщика (технического заказчика). При этом рабочая документация может разрабатываться и передаваться в производство работ в полном объёме или поэтапно в соответствии с утверждённым графиком выдачи комплектов рабочей документации.

Основные требования к рабочей документации установлены в ГОСТ Р 21.101-2020 «Система проектной документации в строительстве. Основные требования к проектной и рабочей документации». Уточняющие требования изложены в специальных документах по стандартизации, в том числе в ГОСТ 21.501-2018 «Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений», в ГОСТ 21.502-2016 «Правила выполнения рабочей документации металлических конструкций», в ГОСТ 21.602-2016 Правила выполнения рабочей документации систем отопления, вентиляции и кондиционирования» и даже в не подвластном времени ГОСТ 21.507-81 «Интерьеры. Рабочие чертежи».

А между тем, подчёркивает Евгений Карант, именно наличие качественной рабочей документации является залогом безопасного и качественного строительства.

Размещаемые в рекламных буклетах фотографии модельной внешности юношей в касках, позирующих на фоне строящегося объекта с планшетом в руках, – это утопия. Незаменимость бумаги на стройках состоит в том, что на ней можно «рисовать» в случае, если возникнет необходимость дать какие-либо пояснения по существу. А лицами, нуждающимися в пояснениях, могут быть и персонал, непосредственно занятый на монтаже системы, и представители застройщика (технического заказчика) при осуществлении строительного контроля, и представители органов государственного строительного надзора. Поэтому что-то кому-то доказывать путём «рисования» на рабочих чертежах приходится довольно часто.

Более того, предлагает Евгений Давидович, поинтересуйтесь у любого эксплуатационника, нужна ли ему информационная модель эксплуатируемого объекта? Он ответит, что для выполнения эксплуатационных требований, установленных в СП 255.1325800.2016 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», ему нужны не информационные модели, а только лишь комплект рабочих чертежей (желательно в pdf) с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам, сделанными надлежащими лицами. Оно и понятно, ибо эксплуатационник имеет дело не с абстракцией, коей является любая информационная модель, а с материальной сущностью, о которой он должен иметь максимально полное представление.
В этой связи, по мнению господина Каранта, уместным представляется следующий вопрос. Права и законные интересы какой конкретно категории лиц предполагается защитить в случае законодательного обязания строителей к выполнению графической части рабочей документации именно в виде трёхмерной модели? Ведь по логике, достаточным представляется выполнение строителями графической части рабочей документации не в виде трёхмерной модели, а в любом машиночитаемом формате.

Бесспорным является и то, что выполнение новой обязанности, если она будет установлена, потребует от каждой подрядной организации, включая субподрядчиков, значительных финансовых и трудовых затрат. Для многих подрядных организаций эти затраты окажутся непосильными.

При этом установление к гражданам и организациям неопределённых, трудновыполнимых и обременительных требований Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Правительством РФ от 26 февраля 2010 года № 96, относит к числу коррупциогенных факторов.
Представитель НИИСФ РААСН задаётся вопросом: не получится ли так, что в случае принятия решения об обязательности выполнения в виде трёхмерной модели графической части рабочей документации, строительную отрасль захлестнёт волна коррупции?

«Как известно, Национальное объединение строителей обладает мощнейшим потенциалом в части защиты прав строителей. В этой связи хочется надеяться, что НОСТРОЙ использует свой потенциал с целью недопущения установления в правительственном постановлении № 1431 в отношении членов строительных СРО новой, никому из них непонятной в настоящее время обязанности. Поскольку времени до 1 марта 2023 года осталось совсем немного, представляется, что действовать надо начинать незамедлительно», – предлагает Евгений Карант.


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии