Депутаты Курской областной Думы внесли в Государственную Думу законопроект, который предлагает специалисту НРС самостоятельно выбирать, проходить ли ему повышение квалификации или независимую оценку квалификации.
Документу присвоен номер 168840-8, в настоящее время он направлен на согласование в комитет Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Курска.
***
Курские депутаты попытались смягчить для строителей бремя перехода на обязательную независимую оценку квалификации, апеллируя к трудной экономической ситуации и указывая на высокие расходы подрядных организаций в части строительного саморегулирования.
В пояснительной записке указывается, что в настоящее время в Национальный реестр специалистов внесено 250 тысяч человек. Новое требование об обязательном прохождении независимой оценки квалификации, установленное вышеуказанным законом, который вступает в силу 1 сентября 2022 года, вызывает крайне негативную реакцию, как у работодателей, так и у специалистов.
Статьями 196 и 197 Трудового кодекса РФ, положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» предусматривается исключительно добровольное прохождение независимой оценки квалификации. Оплата за прохождение независимой оценки квалификации значительно выше, чем за прохождение повышения квалификации. По оценкам авторов законопроекта, рост ценников ожидается в 7-10 раз!
При этом федеральное законодательство не предусматривает мероприятий по защите трудовых прав специалистов, существует риск разрушения существующей отраслевой системы работы с персоналом и снижения подготовленности кадров.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым работник при включении в Национальные реестры специалистов самостоятельно выбирает, пройти ли ему повышение квалификации или независимую оценку квалификации.
В настоящее время риски введения обязательности НОК очень велики, при этом занятость граждан, стабильная работа предприятий являются первостепенными.
Также законопроектом предлагается введение первого дополнительного уровня ответственности членов СРО по компенсационным фондам к ранее установленным.
Разработчики указывают, что в связи со значительным ростом цен на строительные материалы и, как следствие, увеличением общей стоимости договоров, у компаний и ИП, являющихся членами саморегулируемых организаций, осуществляющих строительство, возникает необходимость увеличения уровня ответственности члена СРО по обязательствам, при этом необходимо внести дополнительный взнос в компенсационные фонды.
В основном организации малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели не предполагают заключать договоры на сумму 500 миллионов рублей, кроме того, взнос в компфонды второго уровня ответственности в настоящее время составляет в совокупности 3 миллиона рублей, что крайне обременительно, так как прибыль организаций при выполнении договоров из-за удорожания материалов не увеличивается. Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, изменение доли прибыльных компаний в январе-августе 2021 года, по сравнению с январём-августом 2020-го, в строительной отрасли составило: - 0,8%.
Авторы напоминают, что на Всероссийских съездах саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, предложение об установлении дополнительного уровня ответственности рассматривалось по инициативе строительных организаций и было одобрено строительным сообществом.
Проект Федерального закона направлен на социально-экономическую поддержку граждан и юридических лиц в связи с макроэкономической и внешнеполитической ситуацией.
Нетрудно предсказать, что инициативы курских парламентариев едва ли будут приняты во внимание. Как по той причине, что федеральная власть в силу лоббизма Национальных объединений уже выработала твёрдую позицию по введению обязательной НОК, так и потому что инициативы от региональных представительных органов в российской парламентской системе реализуются крайне редко. Скорее всего, законопроект будет отклонён в связи с теми или иными формальными замечаниями.
Тем не менее, саму по себе попытку привлечь внимание к проблемам отрасли и сомнительным поборам, которые не имеют никакого отношения к качеству и безопасности строительства, можно только одобрить!