***
В своём докладе Владимир Иванович выразил мнение, что цифровизация строительной отрасли уже в самое ближайшее время позволит России выйти на более высокий уровень в инфраструктурных отраслях. При этом он признал, что внедрение технологии ТИМ в практику – задача сложная, затратная и многоэтапная.
Начиная примерно с 2014 года, эту технологию освоили практически все ведущие проектные организации, работающие с крупнейшими российскими застройщиками. На сегодняшний день более четверти от общего объёма проектных работ реализуется с помощью технологий информационного моделирования. С 2018 года начался процесс продвижения ТИМ на стройку. Подрядные организации стали осваивать использование информационной модели в качестве инструмента календарного планирования и управления процессами строительства.
Одновременно происходил процесс формирования нормативной базы, которая позволяет применять эту технологию на законных основаниях. Основные понятия, такие, как информационная модель объекта капитального строительства и классификатор строительной информации, включены в Градостроительный кодекс РФ. Постановлением Правительства России от 15 сентября 2020 года № 1431 определён состав сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства.
Вышло несколько сводов правил, регламентирующих проектирование и проведение инженерных изысканий по этой технологии. Среди них можно выделить следующие:
- СП 333.1325800.2020 «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла»;
- СП 331.1325800.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах»;
- СП 328.1325800.2020 «Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели»;
- СП 480.1325800.2020 «Информационное моделирование в строительстве. Требования к формированию информационных моделей объектов капитального строительства для эксплуатации многоквартирных домов».
Господин Пасканный подчеркнул, что фундамент этих систем надо закладывать на региональном уровне. Если создаётся новое производство, вокруг него проектируется транспортный каркас территории, жилые здания, объекты социальной инфраструктуры, рекреационные объекты – природные парки, набережные, спортивные объекты. В процессе проектирования на уровне территории моделируются транспортные и людские потоки, работа коммунального транспорта, всех городских служб.
В работе современных изыскателей цифровое моделирование также занимает важное место. Изыскательские организации собирают пространственную информацию – данные о рельефе местности, координаты имеющихся и проектируемых объектов, опасностях, связанных с оползнями, просадками грунта, камнепадами на горных склонах, наводнениями, подтоплениями, данные о флоре и фауне, химическом составе почв, качестве воды. На территории городов обычно отслеживается качество воздуха в каждом конкретном районе.
Все эти данные в настоящее время разбросаны по разным ведомственным информационным системам. Идея состоит в том, что градостроительная информационная система должна быть интегрирующей. Именно здесь необходимо собирать воедино всю информацию, которую добывают специалисты в разных областях знаний и подчинённые разным ведомствам и службам.
Все эти вопросы необходимо решать на уровне руководства большого города или даже субъекта Федерации. И, в связи с этим всё больший интерес вызывает прогрессивный для своего времени опыт функционирования крупных региональных изыскательских трестов советской эпохи, которые занимались сбором информации о природной среде на подотчётной территории и сами проводили там изыскания, добавил Владимир Пасканный.