Председатель Совета Саморегулируемой организации «Союз профессиональных строителей» (СРО «СПС», СРО-С-153-25122009) Михаил Палкин подвёл итоги пяти лет своей работы на руководящем посту и рассказал о том, как удалось поменять отношение подрядных организаций к саморегулированию. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Архангельска.
***
Первое и очевидное изменение имеет количественную характеристику. Пять лет назад СРО объединяло около 270-ти компаний, а в настоящее время в реестре числится 542 действующих члена. Рост почти двукратный. Помимо этого, по словам Михаила Андреевича, есть и очевидные кадровые изменения. Раньше большинство компаний относилось к СРО, скорее, как к структуре, куда обязательно нужно вступить, чтобы иметь допуск к строительным работам. Новое руководство саморегулируемой организации поставило себе цель изменить это восприятие.
Сделать это стало возможно через дополнительные направления работы. Во-первых, СРО вживую, в режиме реального времени, стала выполнять консультационную работы, помогать выстраивать взаимоотношения с различными отраслевыми ведомствами, заказчиками строительства, собирать информацию, непосредственно со стройплощадок и рассказывать о своих достижениях, проблемах, искать варианты их решения.
Другое направление работы – просветительская деятельность для уже состоявшихся, опытных специалистов и руководителей компаний. Им интересно общение с экспертами, в том числе и федерального уровня, изучение опыта других регионов.
Наконец, следующий важный аспект – оказание юридической помощи. Каждая компания в своей работе сталкивается с рядом надзорных органов, фискальных, а иногда и правоохранительных. И СРО не должна быть ещё одним «мечом» над головой строителя: напротив, надо разобраться в ситуации и посмотреть, чем саморегуляторы в рамках закона и имеющихся полномочий могут помочь – например, провести переговоры, дать застройщику время на исправление ошибки.
При этом, как объясняет господин Палкин, саморегуляторы не ждут, когда кто-то обратится с жалобой на компанию, подрядчика, а сразу же реагируют на информацию, в том числе и публикуемую в СМИ. И в итоге СРО часто оказывается в числе первых, кто появляется на проблемной стройплощадке или в здании, где сложно продвигается капремонт.
При этом СРО имеет возможность привлечь экспертов, провести анализ документов, качества проектов, сделанных работ. У проверяющих всегда есть свои аргументы, но, делает акцент Михаил Палкин, нельзя забывать о том, что, как правило, они не являются специалистами в строительной сфере. А строители, наоборот, не знают многих нюансов документооборота и порой страдают из-за не сданной вовремя «бумажки».
В итоге зачастую получается мирно урегулировать конфликт. И там, где компанию могли, к примеру, включить в реестр недобросовестных поставщиков, дело обходится выплатой небольшой неустойки.
Одной из основных проблем отрасли был и остаётся дефицит кадров. Михаил Андреевич вспоминает, что сам окончил строительный факультет регионального вуза, который тогда выпускал более 200 специалистов в год. И почти все они шли «в стройку»: «Сегодня из-за демографических ям, потери каких-то звеньев, связок в процессе профориентации возникла острая проблема с обеспечением строек кадрами. Человек 120 в год факультет выпускает. И далеко не все они в итоге из инженера названного превращаются в инженера призванного».
Другая проблема заключается в самом построении процесса обучения. Преподаватели дают хорошую теоретическую базу, но практики зачастую не хватает. С 2020 года на базе СРО для студентов регулярно проводятся экскурсии на реальные строящиеся объекты. Будущим строителям детально рассказывают обо всех этапах работ, делятся опытом, в том числе и в ведении строительного бизнеса.
Есть заинтересованная молодёжь в техникумах, а также появляются строительные классы в школах. Это тоже отчасти результат работы СРО с руководителями и преподавателями учебных заведений. Михаил Палкин выразил надежду, что общими усилиями негативную тенденцию в подготовке кадров удастся переломить.