***
По мнению генерального директора Ассоциации «Сахалинстрой» Валерия Мозолевского, в действующем Уставе и в реальной деятельности Национального объединения строителей, с момента его учреждения, допущена полная путаница и грубое нарушение корпоративных правил и федеральных законов Российской Федерации в части построения и деятельности существующих исполнительных органов управления Нацобъединением, а именно, избираемого коллегиального исполнительного органа управления, а также единоличного исполнительного органа управления Национального объединения строителей, президента НОСТРОЙ, который является членом Совета и его руководителем.
Основная ошибка или осознанное нарушение норм федеральных законов и корпоративных правил – избрание членов коллегиального исполнительного органа и единоличного исполнительного органа (президента) из представителей саморегулируемых организаций строителей – членов НОСТРОЙ и независимых членов, что недопустимо по существующему законодательству, в том числе в нарушение статей 14 и 24 Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
«Именно это фундаментальное нарушение, по нашему убеждению, постоянно провоцирует явные конфликты интересов членов Совета и президента Нацобъединения при планировании, формировании, рассмотрении вопросов непосредственного управления деятельностью НОСТРОЙ и принятии решений по ним, что порождает безответственность и даже невозможность планировать, рассматривать, а тем более принимать необходимые управленческие решения по важным вопросам и вопросам повестки дня заседаний коллегиального исполнительного органа (Совета), сформированными коллегиальным и единоличным исполнительными органами управления Национальным объединением», – уверен Валерий Павлович.
В свою очередь, это способствует, по его мнению, возможной коммерциализации и возможности порождения коррупционных проявлений в работе вышеуказанных органов управления и у специалистов дирекции Национального объединения строителей, которые могут становиться зависимыми от руководителей многих коммерческих саморегулируемых организаций строителей (а также проектировщиков и изыскателей), что не даёт возможности реальному выстраиванию системы эффективных саморегулируемых организаций в строительстве, достижению целей создания НОСТРОЙ (часть 3, статьи 55.50 ГрК РФ) и целей деятельности саморегулируемых организаций строителей.
Исполнение своих функций членами коллегиального исполнительного органа не может осуществляться на общественных началах, тем более при наличии у них конфликта интересов при планировании, рассмотрении и принятии решений, уверен господин Мозолевский. Единоличный исполнительный орган – президент Национального объединения строителей, одновременно являющийся руководителей коллегиального органа управления (дэ-факто), фактически устранился от текущего руководства деятельностью аппарата Национального объединения СРО строителей на постоянной основе. Практически все свои функции, в противоречие положений Устава НОСТРОЙ, президентом переданы исполнительному директору – руководителю Аппарата, должности которого нет в Уставе, функции и ответственность которого не определены ни в Уставе, ни в других внутренних документах НОСТРОЙ.
Кроме того, избранные высшим органом управления НОСТРОЙ (Съездом представителей строительных СРО) члены Совета (исполнительного органа) Нацобъединения строителей не могут передавать свои функции по осуществлению текущего управления Национальным объединением кому-либо, так как они делегированы к избранию членами НОСТРОЙ и впоследствии персонально избраны делегатами Съезда строительных СРО. Президент Национального объединения строителей может исключительно, в перечисленных в Уставе случаях, передавать свои конкретные функции только лишь одному из вице-президентов по решению Совета НОСТРОЙ.
Как считает Валерий Мозолевский, распределение функциональных обязанностей, прав и ответственности между всеми членами коллегиального и единоличного исполнительных органов управления в НОСТРОЙ по текущему управлению деятельностью Национального объединения полностью отсутствует. То есть, Совет НОСТРОЙ фактически не является коллегиальным исполнительным органом управления Нацобъединением. По убеждению Валерия Павловича, он представляет собой дэ-юре «наблюдательным Советом НОСТРОЙ», тем более, если в состав этого Совета входят независимые члены, которые вообще к исполнительному органу не могут иметь никакого отношения.
Исходя из организационной структуры НОСТРОЙ, коллегиальный исполнительный орган (Совет) лишён какой-либо возможности выполнять свои функции, поскольку никакого влияния на текущую деятельность специалистов НОСТРОЙ, кроме как избрания из своего состава формальных вице-президентов, коллегиальный органа управления не имеет.
Вся текущая деятельность Аппарата Нацобъединения должна находиться в непосредственном подчинении единоличного исполнительного органа – президента. Сейчас всей текущей деятельностью НОСТРОЙ, напоминает господин Мозолевский, руководит глава Аппарата (исполнительный директор), несмотря на наличие ещё и вице-президентов, в чьи полномочия входит руководство Нацобъединением в отсутствие президента.
«По нашему мнению, в Национальном объединении строителей имеет место подмена руководящих персоналий без определения их прав, обязанностей и ответственности, – говорит генеральный директор СРО «Сахалинстрой». – Передача президентом НОСТРОЙ полномочий по руководству Нацобъединением фактически подменяет легитимно избранного делегатами Съезда (назначенного Съездом) исполнителя функций единоличного исполнительного органа, для которых, при избрании, его личность имеет большое значение».
Валерий Мозолевский уверен, что избранные или назначенные (вернее, согласованные делегатами Съезда) члены сегодняшнего коллегиального исполнительного органа, как и президент Национального объединения строителей, обязаны быть принятыми по основному месту работы в Аппарат НОСТРОЙ с учётом ограничений, в соответствии со статьями 24 и 14 Федерального закона № 315-ФЗ, что в настоящее время грубо нарушено. Предусмотренные статьёй 14 Федерального закона ограничения полностью распространяются на Национальное объединение саморегулируемых организаций, её должностных лиц и иных работников (часть 5 статьи 24 закона № 315-ФЗ).
При этом члены Совета (коллегиального исполнительного органа управления) имеют большое влияние на формирование повестки дня заседаний этого коллегиального исполнительного органа и на принятие ими решений, исходя из интересов деятельности и возможностей своих СРО. Они до настоящего времени все различны по структуре, штату и пониманию сути своей деятельности, часто поддерживая развитие коммерциализации деятельности саморегулируемых организаций и безответственности руководителей СРО за неисполнения ими функций, прав и обязанностей саморегулируемых организаций. Не поэтому ли, задаёт вопрос Валерий Павлович, в течение уже более 12-ти лет НОСТРОЙ, как и НОПРИЗ с такими огромными штатами не способны (или не хотят?) организовать конкурсы на лучшие СРО по разным номинациям, что должно стать драйвером обмена опытом, лучшими практиками и выкристаллизации эффективной общественно-государственной модели саморегулируемых организаций, что Президент России Владимир Путин поручил сделать ещё в мае 2014 года.
Валерий Мозолевский отмечает: практически 80% членов коллегиального исполнительного органа НОСТРОЙ, как и НОПРИЗ, составляют руководители саморегулируемых организаций, не имеющие никакого отношения к руководству текущей деятельностью Национальных объединений саморегулируемых организаций. У всех их есть свой бизнес и СРО, где они работают по основному месту и руководят текущей деятельностью.
Кроме того, большинство членов коллегиального исполнительного органа НОСТРОЙ являются представителями либо застройщиков, либо осуществляют деятельность, не связанную со строительством (управление собственным и арендованным имуществом, консультирование в области права и так далее). При этом НОСТРОЙ – это объединение подрядных организаций (более 97% членов СРО, составляющих Нацобъединение, являются подрядными организациями), однако в повестках заседаний коллегиального исполнительного органа никогда не рассматриваются вопросы о поддержке подрядного бизнеса или о достижения целей организации СРО и НОСТРОЙ. Да и вопросов развития саморегулирования, просто нет потому, что членам Совета вопросы подрядного бизнеса просто не интересны, а о построении эффективной модели СРО у них вопрос не может стоять, так как у каждого своё представления исходя из своих «хотелок».
Учитывая изложенное, господин Мозолевский и его коллеги считают необходимым:
- дополнить часть 3 статьи 55.21 Градостроительного Кодекса РФ пунктом 22): «формирует состав наблюдательного совета Национального объединения саморегулируемых организаций, в том числе избирает новых членов наблюдательного совета, принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов Наблюдательного совета»;
- ввести новую статью 5522-1 Градостроительного кодекса РФ: «Наблюдательный Совет Национального объединения саморегулируемых организаций», где описать порядок формирования, состав и функции наблюдательного совета Национального объединения саморегулируемых организаций.
В состав коллегиального исполнительного коллегиального органа управления Национального объединения саморегулируемых организаций должны входить, по мнению представителей СРО «Сахалинстрой», президент НОСТРОЙ, вице-президенты, ответственные работники (руководители департаментов, организационного отдела или управления, другие), принятые и работающие по основному месту работы в Аппарате НОСТРОЙ, в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ, имеющие конкретные функциональные обязанности, права и ответственность и соответствующие нормам Федерального закона № 315 «О саморегулируемых организациях» и № 7 «О некоммерческих организациях».