На прошлой неделе, 7 июля прошла дата исполнения поручения Президента России Владимира Путина от 30 декабря 2021 года № Пр-2549 по вопросам саморегулирования в строительстве. В рамках этого процесса состоялось несколько встреч на общественных площадках, был собран аналитический материал, проведены консультации с представителями саморегулируемого сообщества и профильными ведомствами. Итогом этой работы станет доклад Минстроя России, который скоро ляжет на стол Главы государства. О том, каким может быть этот документ, и какие выводы из него могут последовать, предлагает поговорить наш добровольный эксперт из подмосковного Красногорска.
***
Президентское поручение стало очень тревожным новогодним подарком для российских саморегуляторов. Как известно, прозвучало оно на фоне острой критики системы СРО строительной отрасли, в том числе, связанных с вопросами использования компенсационных фондов и внедрения независимой оценки квалификации. Вновь зазвучали отдельные призывы вернуть лицензирование. А потому и отношение со стороны представителей сообщества к поставленным вопросам было самое серьёзное. Необходимо было предъявить реальные результаты работы и подробно объяснить, как решаются стоящие перед отраслью задачи.
Со стороны профильных ведомств, в первую очередь Минстроя России, отношение было максимально лояльное и конструктивное. Были проведены круглые столы и совещания с представителями СРО, на которых вполне в деловом тоне обсуждались направления развития действующей системы и пути повышения её эффективности. Подключились к работе и другие заинтересованные общественные организации, которые занимались вопросами саморегулирования в стране – Российский союз строителей, Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ.
Свой вклад внесли и представители региональных властей, которые практически во всех российских субъектах привыкли работать в связке с саморегуляторами, воспринимая СРО как партнёров при решении общих вопросов. Например, знаковые заявления прозвучали в ходе недавно состоявшейся в Московском государственном строительном университете конференции «Организационно-технологические решения при проведении строительного контроля объектов капитального строительства».
Первый заместитель министра правительства Московской области по государственному строительному надзору в строительстве Дмитрий Белолипецкий рассказал участниками о повышении эффективности строительного контроля и государственного строительного надзора за счёт цифровизации всех процессов и налаживании более плотного взаимодействия с саморегулируемыми организациями.
То есть, региональные власти считают не только возможным, но и необходимым шагом включать СРО в производственные процессы, как равных партнёров. Это хороший знак для сторонников развития системы саморегулирования.
Органы строительного надзора, которыми в Московской области руководит господин Белолипецкий, в отличие от организаций, выполняющих функцию строительного контроля по договору с заказчиком (или с генподрядной организацией), не находятся на стройке постоянно. В основном они обеспечивают там присутствие государства. Тем не менее, инспектор государственного строительного надзора обязан фиксировать все отступления подрядчика от прошедшей экспертизу проектной документации.
Государственные инспекторы также отмечают многочисленные нарушения как в работе строительных подрядчиков, так и в деятельности организаций, осуществляющих строительный контроль. При этом выясняется, что у одних и тех же исполнителей однотипные нарушения повторяются из раза в раз на всех объектах, на которых они работают.
Результаты проверок обрабатываются современными цифровыми методами, собираются в единую базу, систематизируются, распределяются по типовым кластерам. Таким образом, можно эффективно бороться за безопасность и качество, выявляя узкие места и предлагая методы решения проблем.
Роль СРО при этом может стать ключевой. Пока процесс взаимодействия госстройнадзора и саморегулируемых организаций выстроен довольно слабо и несистематично. Он сопровождается формализмом и бумажной перепиской. А вот если, по предложению подмосковных властей, его можно будет цифровизировать, то и работа пойдёт быстрее. Тогда, получая уведомление от надзорной инстанции, СРО сможет оперативно принять свои меры контроля и дисциплинарного воздействия.
Для этого в настоящее время областная ведомственная информационная система интегрируется с информационной системой Национального объединения строителей. В дальнейшем все действия, связанные с инспекционными проверками, включая уведомление о проверке, составление акта, уведомление СРО о выявленных нарушениях, проведение заседания дисциплинарной комиссии, предполагается максимально автоматизировать, чтобы исключить пресловутый человеческий фактор.
Очевидно, что для реализации этих предложений необходимо будет внести изменения в Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и Градостроительный кодекс РФ. Тем не менее, налицо сам факт – власть в регионах воспринимает СРО как важного партнёра при организации строительных процессов, учитывает возможности саморегулируемых организаций и считает, что необходимо выстраивать общие механизмы взаимодействия на долгую перспективу.