Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2022 / 06 / 23 /
Опубликовано: 23 июня 2022 в 10:18
0    1160

Директору СРО – на заметку! Насколько законны попытки заказчика обойти конкурентные торги путём дробления закупки?

Одним из приёмов, которые позволяют подрядчику обойти закупку конкурентным способом, может стать заключение нескольких небольших договоров по одному объекту. Однако велика вероятность, что при этом действия заказчика будут квалифицированы как искусственное дробление одной закупки на несколько договоров, нарушающее требования Федерального закона № 44-ФЗ. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Санкт-Петербурга.

***

Закупка у одного заказчика становится всё популярнее в строительной отрасли. При этом, помимо достаточно широких возможностей, которые предоставляет российское законодательство, муниципальные и региональные власти не устают изыскивать и дополнительные лазейки.

Сейчас заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика только в случаях, установленных частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Из абзаца первого части 1 статьи 93 этого ФЗ следует, что закупка у единственного контрагента во всех случаях является правом заказчика.

Как отмечают эксперты правовой системы Гарант, большинство пунктов названной нормы закона требуют наличия особых обстоятельств, которые делают закупку иным способом фактически невозможной или очевидно нецелесообразной.

Однако на основании пункта 4 и (для отдельных категорий заказчиков) пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ услуг у единственного контрагента только в зависимости от суммы закупки и доли в совокупном годовом объёме закупок без дополнительных оснований, приведённых в иных пунктах, на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей.

44-ФЗ не ограничивает возможность заключения, в том числе, с одним и тем же поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее – контрагент) нескольких контрактов на приобретение одних и тех же товаров или одноименных, работ, услуг по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, в один и тот же день либо в течение какого-либо календарного периода времени.

По смыслу нормы закона, ограничение суммы закупки установлено в отношении именно одной закупки товара, работы или услуги. То есть, по существу, в отношении цены одного контракта, фактически уплаченных по контракту цен единиц товара, работы, услуги в пределах максимального значения цены контракта, а не одного вида товара, работы или услуги, которые заказчик вправе приобретать на основании этих норм у единственного контрагента в течение определённого периода времени, в том числе на основании нескольких контрактов.

Таким образом, формально заключение заказчиком нескольких контрактов на приобретение одних и тех же либо одноименных товаров, работ, услуг на общую сумму не более 600 тысяч рублей не противоречит 44-ФЗ. Однако, как показывает правоприменительная практика, до настоящего времени актуальной остаётся позиция, сформулированная в постановлении Президиума ВАС РФ от 12 июля 2011 года № 2518/11 применительно к пункту 14 части 2 статьи 55 ныне утратившего силу Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ. Она предполагает, что искусственное разделение (дробление) единого заказа на группу однородных с целью ухода от проведения конкурентных процедур недопустимо.

Критерии, по которым признается факт искусственного дробления заказчиком единой закупки, применяются ситуативно, то есть зависят от конкретных обстоятельств. Признаками искусственного дробления закупки могут быть: заключение контрактов, предусматривающих поставку однородных товаров, выполнение одноименных или однородных работ (услуг), одновременно или в течение короткого периода времени с одним и тем же контрагентом; цена каждого из таких контрактов максимально приближается к предельно допустимой в соответствии с требованиями 44-ФЗ, а в совокупности значительно превышает данный предел; отсутствуют объективные причины, по которым для заказчика являлось невозможным или нецелесообразным осуществление закупки конкурентным способом, и прочее.

В целом сделать вывод об искусственном дроблении предмета закупки контролирующие органы и суды могут и в отношении нескольких контрактов, заключённых на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ на закупку товаров, работ, услуг, которые технически и (или) функционально дополняют друг друга.


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии