***
Задачей такого департамента или отдела видится постоянное общение с руководителями саморегулируемых организаций для погружения в идеологию ТИМ, о которой многие пока имеют очень поверхностное представление. Хотя именно СРО представляются единственно возможными проводниками государственной политики в части внедрения ТИМ в широкие массы.
«На сегодняшний день мне видятся две задачи первостепенной важности. Во-первых, необходимо сделать так, чтобы движение в направление внедрения ТИМ инициировалось не только сверху – со стороны государства, но и снизу – со стороны рядовых членов СРО. Второй задачей является минимизация финансовой нагрузки на членов СРО в связи с внедрением ТИМ. Сегодняшняя финансовая нагрузка, составляющая несколько сотен тысяч рублей на каждое рабочее место, делает ТИМ заведомо не подъёмным», – считает известный в сфере саморегулирования эксперт, ведущий инженер Научно-исследовательского института строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИСФ РААСН) Евгений Карант.
По его мнению, руководители СРО, равно как и их члены, должны начать постепенно свыкаться с мыслью, что ТИМ придуман не ради ТИМа, а для грамотного управления проектами. Вопросам управления проектами посвящена обширная литература. Из неё мы знаем, что система управления любыми проектами на этапе строительства состоит из нескольких подсистем, а именно – подсистем управления содержанием и объёмами работ, сроками, качеством, ресурсами, кадрами, рисками, информацией и коммуникациями и так далее. По существу, Каталог по импортозамещению, за создание которого взялся президент Национального объединения строителей Антон Глушков, призван стать неотъемлемой частью одной из важнейших подсистем системы управления проектами – управления закупками. Очевидной целью его создания является автоматизация этого процесса.
В этой связи возникают вопросы о замещении иностранного программного обеспечения для формирования и ведения информационных моделей отечественными аналогами. Общеизвестно, что в части использования ТИМ Россия отстала от ведущих мировых держав не менее, чем на 10 лет. Причину многие видят в отсутствии отечественных аналогов программным продуктам, разработанным такими компаниями с мировым именем, как Autodesk, Nemetschek SE, Aveva и другие.
До недавнего времени российский рынок программного обеспечения для информационного моделирования объектов капитального строительства был насыщен продуктами вышеназванных компаний. Поэтому те проектные и строительные организации, которые хотели использовать ТИМ, уже давно смогли это сделать.
«К сожалению, таких организаций в настоящее время – единицы. А что же с остальными организациями? Почему они воздержались от использования в своей деятельности высоких технологий? Ответ на этот вопрос очевиден – эти организации не усмотрели для себя в переходе на ТИМ экономических выгод», – подчёркивает Евгений Карант.
В принципе, российские аналоги на отечественном рынке программного обеспечения есть. Не все они, подобно Autodesk и иже с ним, многофункциональны. Однако есть среди них и такие, которые не только ни в чём не уступают программным продуктам «недружественных стран», но и во многом их превосходят. Примечательно, что в продуктовых линейках всех наших ведущих вендоров есть программные компоненты, предназначенные не только для автоматизации проектирования, что является предметом их особой гордости, но и для автоматизации управления содержанием и объёмами работ, управления сроками, управления ресурсами и всеми прочими «управлениями» на этапе строительства.
«Из всего сказанного – мораль. Десятилетнее отставание России от ведущих мировых держав в вопросах использования ТИМ вызвано вовсе не отсутствием необходимого программного обеспечения, а дороговизной его внедрения, причём независимо от того, являются ли его разработчиками западные или российские вендоры, – уверен Евгений Давидович. – Не только ликвидировать отставание от лидеров, но и вырваться вперёд можно одним единственным способом – обойти их на поворотах. Как это сделать, и какие для этого необходимо применить высокотехнологичные новации, мы с партнёрами уже придумали. В частности, как можно с их помощью в разы уменьшить финансовую нагрузку на членов СРО в связи с внедрением ТИМ. Есть основания полагать, что НОСТРОЙ и НОПРИЗ проявят этим новациям свой интерес».
По словам господина Каранта, большой интерес и внимание к внедрению ТИМ проявляет председатель комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов, положительно отреагировавший на предложение провести специальные парламентские слушания, посвящённые проблематике ТИМ. Стоит отметить, что заинтересованность в проведении слушаний, кроме НИИСФ РААСН, выразили также:
- Российская академия наук в лице флагмана отечественных информационных технологий – Института системного программирования РАН (ИСП РАН);
- Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ);
- Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций (НОПСМ).
Ожидается, что заинтересованные стороны с участием представителей СРО обсудят в ходе слушаний вопрос о принятии отдельного Федерального закона об информационном моделировании.