Руководитель Совета Ассоциации строительных организаций Новосибирской области (СРО АСОНО, СРО-С-284-21062017), координатор НОСТРОЙ по Сибирскому федеральному округу, вице-президент Российского Союза строителей Максим Федорченко озвучил предложения по дополнительным мерам поддержки строительной отрасли. Об этом он рассказал на заседании Правления РСС на тему «Подготовка к переходу на ресурсно-базисный метод ценообразования в строительстве, как пример взаимодействия органов власти и реального сектора экономики по поддержке строительной отрасли на текущий период и перспективу». С подробностями – наш добровольный столичный эксперт.
***
В своём выступлении Максим Владиславович проанализировал эффективность уже принятых антикризисных мер, а также сообщил о дополнительных мерах поддержки, предлагаемых строительным сообществом. Он отметил, что, несмотря на принимаемые меры по недопущению роста цен на строительные ресурсы, в настоящее время на рынке наблюдается волатильность цен на металлические изделия, строительные материалы и оборудование, что приводит к невозможности планирования строительной деятельности.
«В связи с этим принимаемые меры должны носить более системный характер. Наряду с установлением таможенных преференций, упрощением логистики, снижением тарифов на перевозку грузов, необходимо принять комплекс мер по стимулированию отечественных производителей строительных материалов, а также расширить полномочия ФАС по применению антимонопольного регулирования не только в отношении компаний, занимающих доминирующей положение, но и на других участников рынка», – подчеркнул глава СРО АСОНО.
По словам господина Федорченко, принятые меры в области контрактной системы, такие как снижение штрафных санкций, возможность увеличения цены контракта, расширение оснований для проведения торгов с единственным поставщиком, имеют большое значение. Однако, поскольку в законодательстве эти возможности определены как право заказчиков, то зачастую, региональные органы государственной власти ими не пользуются, опасаясь возможных претензий со стороны проверяющих органов. Поэтому необходимо установить право подрядчиков на получение таких мер поддержки вместо права заказчиков на их применение. В связи с тем, что цена на отдельные товарные позиции выросли в два и более раза, появилась идея рассмотреть возможность увеличения предельного уровня увеличения цены контракта, установленного в настоящее время в размере 30% и 100 миллионов рублей.
Кроме того, по мнению Максима Федорченко, большинство принятых антикризисных мер требует принятия региональных НПА. В целях стимулирования работы субъектов Российской Федерации по принятию таких документов, целесообразным является разработка методических и разъяснительных документов главного строительного ведомства страны.
Положительно оценивая работу Минстроя России по переходу строительной отрасли на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, Максим Владиславович вместе с тем отметил необходимость повышения прозрачности формирования цен на строительные ресурсы, содержащихся в ФГИС ЦС, которые определяются с применением ресурсно-технологической модели, что особенно необходимо для региональных центров ценообразования.
Также господин Федорченко напомнил, что в настоящее время имеется правовая база для решения вопроса о временном установлении моратория на выплату денежной компенсации участникам долевого строительства при обнаружении недостатков объекта долевого строительства. Такая денежная компенсация должна применяться только в случае отказа застройщика устранить обнаруженные дефекты. В дальнейшем, при формировании положительной правоприменительной практики, такие нормы могут быть установлены в Федеральном законе. Временный мораторий, по мнению главы СРО АСОНО, следует установить и на применение Федерального закона от 1 июля 2017 года № 135-ФЗ об установлении приаэродромных территорий и санитарно-защитных зон.