Большинство представителей крупных холдингов уверяют, что трудовые мигранты необходимы для российского строительного комплекса. И что без мозолистых рук выходцев из ближнего зарубежья большинство стройплощадок сразу встанет, поскольку взять замену попросту неоткуда. Однако есть и альтернативные точки зрения. Так, по оценкам директора Ассоциации Саморегулируемая организация «Альянс строителей Приморья» (АСО «АСП». СРО-С-134-22122009) Сергея Федоренко, ограничение трудовой миграции может оказать и позитивный эффект. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Владивостока.
***
Приморье традиционно является одним из наиболее привлекательным для трудовых мигрантов регионов Дальнего востока. В начале года в крае, по официальным данным, находилось свыше 40-ка тысяч граждан из стран СНГ. Как прокомментировал Сергей Владимирович, на стройках края работают до 25-ти тысяч человек. Примерно половина из них – иностранцы, в основном граждане Узбекистана, но есть и таджики, и белорусы, и даже северные корейцы, которые не успели уехать в конце 2017 года, когда были введены санкции против КНДР. Массового оттока иностранных работников с приморских строек пока нет, но тенденция наметилась. В компаниях говорят, что их покинули примерно 5% строителей из стран СНГ.
Привести точные цифры руководители строительных компаний затрудняются, потому что далеко не все получают патенты на работу, многие могут трудиться неучтёнными. В основном уезжают те, кто прибывал исключительно на заработки, и чьи семьи оставались на родине. Они начали зарабатывать намного меньше, у них появились проблемы с переводом средств. Однако есть и значительное количество мигрантов, которые уже «пустили корни», перевезли в Россию свои семьи, обосновались в нашей стране. Такие обрусевшие иностранцы, с высокой вероятностью здесь и останутся.
С точки зрения финансов, ситуация для работников выглядит так. Средняя заработная плата строителя в Приморье – в районе 50-ти тысяч рублей. Из этой суммы нужно ещё сделать ежемесячное перечисление за патент – в Приморье оно составляет 7,6 тысячи. Цифры условны. На стройках нет фиксированных зарплат, вся оплата сдельная, и действует правило – чем больше работаешь, тем больше зарабатываешь. Оно касается всех строителей, вне зависимости от национальности и гражданства. Заработать можно и 40 тысяч, и более 100 тысяч рублей.
При этом на практике мигранты действительно зачастую обходятся дешевле: на сегодняшний день в Приморье только 20% из тех, кто получил патенты, трудятся по договорам найма, остальные 80% – по «серым» схемам. За них работодатели не отчисляют средства в соцстрах, не делают иные выплаты.
По мнению местных специалистов, система безвизового въезда, безадресной покупки патента, самостоятельного поиска работодателя сыграла злую шутку. Государство не знает, чем занимаются на его территории иностранцы, приносят ли они какую-то пользу.
В 2017 году между Россией и Узбекистаном было заключено соглашение об организованном наборе. Но работает оно плохо. Системы оргнабора и свободного въезда не могут существовать одновременно, потому что перечёркивают друг друга. Человек едет к конкретному работодателю, трудится у него месяц, увольняется по каким-то причинам и отправляется на вольные хлеба. На территории он присутствует законно, но чем занимается – неизвестно.
Крупные компании, которые ввозят трудовых мигрантов, становятся своего рода перевалочными пунктами для рабочей силы. В итоге иностранцы устраиваются на предприятиях малого и среднего бизнеса, где и фиксируются основные нарушения.
Поэтому, уверен господин Федоренко, более целесообразно развивать «импортозамещение» на рынке труда, сделать подготовку рабочих кадров в России приоритетом, вплоть до включения в национальные проекты.
Саморегуляторы готовы активно участвовать в такой работе и выдвигают свои инициативы. Глава СРО предлагает больше ориентироваться на собственные ресурсы. «Альянс строителей Приморья» вместе с региональным правительством готовит программу переобучения жителей края на строительные специальности. Во Владивостоке существуют четыре учреждения среднего профессионального образования, где готовят строителей, и с двумя из них СРО договорилось об организации экспресс-курсов.
«До 1990 года во Владивостоке вообще не было ни одного иностранца, а строили в полтора раза больше, чем сейчас. Этот опыт показывает, что мы сможем найти замену», – отмечает Сергей Федоренко. Трудно не согласиться с этими словами.