Участники круглого стола на тему «Анализ эффективности действующей модели системы саморегулирования в строительной отрасли и пути её совершенствования», организованного комитетом «Опоры России» по строительству, обсудили подготовку мер по исполнению поручений Президента РФ от 30 декабря 2021 года № Пр-2549, а также формирование антикризисных мер поддержки сектора МСП. С подробностями – наш добровольный столичный эксперт.
***
Главной темой для обсуждения стала реализация положений законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности СРО в области строительства, а также необходимость выработки мер, направленных на повышение ответственности системы саморегулирования за безопасность и качество строительства.
Президент «Опоры России» Александр Калинин в своём выступлении отметил значимость действующей в строительной отрасли системы саморегулирования, обеспечивающей процесс взаимодействия профессионального сообщества и органов власти, защиту добросовестных участников строительной сферы. Также он высказался за необходимость подготовки перспективного пакета мер развития отрасли после выхода из кризисной ситуации, включая перезапуск инвестиционной модели строительства, сокращения административных барьеров для малого бизнеса и расширения стран сотрудничества.
Статс-секретарь, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Светлана Иванова рассказала о ходе разработки и основных направлениях мер поддержки строительной отрасли в условиях санкций. Данный перечень включает возможность продления действия градостроительной и проектной документации, выдачи займов из компенсационных фондов СРО, а также ряд мер по сокращению инвестиционного-строительного цикла и снижению административных барьеров. «Строительство – это драйвер развития отечественной экономики. Поэтому в текущих условиях стройка не должна остановиться. Институт саморегулирования состоялся и в кризисных условиях доказывает свою эффективность», – заявила спикер.
Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин отметил, что саморегулирование в изыскательской и проектной отрасли является важным институтом гражданского общества, опорой всего строительного цикла. Он подчеркнул важность законодательного закрепления обязательности рейтингования членов СРО при осуществлении госзакупок. При этом, на его взгляд, необходимо сместить баланс от критерия «цена» к учёту критериев «качество», «надёжность», «квалификация» на основе рейтингов Национальных объединений. Президент НОПРИЗ предложил рассмотреть исключение законодательного регулирования сроков полномочий и количественного состава органов управления Нацобъединений, передав эти полномочия Съездам.
В свою очередь, президент Национального объединения строителей Антон Глушков отметил, что «СРО – это не просто допуск к работе, это дополнительные возможности и сервисы для его членов», выработка мер по развитию строительной отрасли. При существующем размере ставки рефинансирования ЦБ России важным является принятие 8 марта 2022 года Федерального закона № 46-ФЗ, в котором мерой по поддержке строительных компаний стало продление введённого в 2021 году механизма выдачи СРО из средств компенсационных фондов своим членам льготных займов до 1 января 2023 года.
Сопредседатель Рабочей группы РСПП по саморегулированию в сфере строительства, вице-президент НОПРИЗ и Российского союза строителей Анвар Шамузафаров подчеркнул, что система саморегулирования юрлиц с учётом введения обязательности независимой оценки квалификации специалистов эффективнее и системы лицензирования, и института саморегулирования физических лиц. Он предложил меры по развитию системы, в том числе устранение дублирования лицензий и членства в СРО на аналогичные виды работ; усиление правовой и материальной ответственности членов СРО за безопасность возводимых объектов;
введение в реестр членов СРО ресурса с их обязательствами по заключенным договорам подряда; усиление правовой и имущественной ответственности специалистов (ГАПов и ГИПов) за принимаемые решения с исключением излишних требований по государственной экспертизе и строительному надзору; закрепление за Национальными объединениями прав по исключению из Национальных реестров специалистов лиц, нарушающих нормы законодательства; создание в системе СРО единого цифрового ресурса по учёту всех трудовых ресурсов, занятых в строительной отрасли, и восстановление требований к членству в СРО субподрядных строительных организаций.
По итогам круглого стола было отмечено, что тема обсуждения показала консолидированную позицию по действующей системе саморегулирования, а также то, что содействие повышению безопасности и качества строительства входит в число приоритетных направлений деятельности национальных объединений СРО строительной сферы.
Участники круглого стола подытожили: саморегулируемые организации выполняют важную функцию во всей работе строительной отрасли, являясь, с одной стороны, площадками выражения консолидированного мнения их членов-участников строительного рынка, защищая их интересы и оказывая им реальную помощь и поддержку, в том числе финансовую. А с другой стороны, выступают гарантами выполнения принятых на себя гражданско-правовых обязательств самими членами СРО перед заказчиками работ.