ЗаНоСтрой.РФ уже сообщал, что 16 марта состоится Второй Объединённый Евразийский Конгресс «ТИМ-СООБЩЕСТВО. ЛЮДИ. ТЕХНОЛОГИИ. СТРАТЕГИЯ. Санкт – Петербург», организованный по инициативе НОТИМ и при поддержке Министерства строительства и ЖКЖ РФ, Общественного совета при Минстрое России. Конгресс пройдёт на площадке Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ). В числе участников мероприятия будет и постоянный эксперт нашего портала, известный специалист в области саморегулирования, ведущий инженер ФГБУ «Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук» (НИИСФ РААСН) Евгений Карант. Наш добровольный питерский эксперт узнал, на какие моменты собирается обратить внимание участников Конгресса Евгений Давидович в своём выступлении.
***
Одной из актуальных проблем эффективной реализации любого строительного проекта является действенное управление производством работ, которые выступают в качестве составных частей проекта. В общем случае работа определяется как совокупность взаимосвязанных операций, направленных на достижение желаемого результата на заданном интервале времени. Последовательность выполнения работ определяется в проекте производства работ (ППР), без которого в силу закона реализация проекта не допускается.
Наиболее критичным, с точки зрения эффективности управления строительным проектом, является время или продолжительность выполнения отдельных работ. Это и понятно, ибо основной целью реализации любого проекта, в конечном итоге является своевременное завершение всех связанных с его реализацией работ.
В процессе планирования хода реализации проекта в ППР задаются его ключевые результаты, на основе которых составляются календарные планы работы на предстоящий год, месяц, неделю, на каждый рабочий день. По существу, ППР определяет стратегию реализации проекта.
В ходе выполнения работ в определённые моменты времени производится контроль полученных результатов и использованного времени. Если полученные результаты совпадают с результатами, заданными в ППР, то выполнение работ продолжается согласно принятому плану. В случае несовпадения выполняется корректировка процесса реализации работ в соответствии с обнаруженными отклонениями между фактическими и заданными параметрами.
Таким образом, управление любым проектом осуществляется исходя анализа сложившейся ситуации, или, сокращенно – ситуационного анализа. В свою очередь, управление проектом, де-факто, представляет собой так называемое ситуационное управление.
В литературе по управлению проектами даются следующие определения категориям «ситуация», «ситуационное управление».
Под ситуацией принято понимать конкретную совокупность обстоятельств, которые влияют или могут повлиять на организацию (объект управления) в данное конкретное время.
Ситуационное управление представляет собой оперативное управление, которое осуществляется в дополнение к стратегическому управлению на основе ППР и заключается в принятии управленческих решений по мере возникновения проблем в соответствии со складывающейся ситуацией.
Испокон веков, инструментом ситуационного управления является традиционная планёрка, на которой собравшиеся эксперты, исходя из анализа текущей ситуации, принимают управленческие решения.
Изменилось ли что-нибудь в связи с внедрением ТИМ? Попробуем дать ответ на этот вопрос.
Итак, что должна делать строительная организация, получив в качестве технического задания на выполнение строительно-монтажных работ не привычную проектную документацию в формате PDF, а качественно выполненную и прошедшую государственную экспертизу XML-ориентированную базу данных, именуемую как «Информационная модель объекта капитального строительства»?
Перед началом выполнения работ, строительная организация должна, взяв за основу проект организации строительства (ПОС), который должен быть «зашит» в выше указанную базу данных (информационную модель), утвердить ППР. Этот документ организация может разработать самостоятельно или, что бывает значительно чаще, поручить разработку третьим лицам.
С высокой вероятностью ППР, разработанный на основании информационной модели, ничем не будет отличаться от того традиционного ППР, в соответствии с которым строительная организация работает сегодня.
В этом случае, уместно задаться вопросом, который задают себе большинство строительных организаций. Этот вопрос звучит примерно так – зачем нужны технологии информационного моделирования, если они никак не помогают строительной организации управлять строительством?
В этой связи основным вызовом в области реализации постановления Правительства РФ № 331 представляется слабое понимание большинством руководителей строительных организаций механизмов реализации данного нормативно-правового акта на этапе строительства. Это обстоятельство влечёт за собой психологическую неподготовленность большинства этих руководителей к внедрению ТИМ в своих организациях.
Каким видится ответ на этот вызов?
Представляется необходимым создание механизмов управления мотивацией руководителей строительных организаций к построению внутрикорпоративных автоматизированных систем поддержки принятия управленческих решений. В качестве конечной цели видится формирование понимания ими экономических выгод от перехода от неавтоматизированного (ручного) ситуационного управления строительным производством в форме планерок к созданию ситуационных центров на основе последних достижений в сфере информационных технологий.
О том, какими видятся современные ситуационные центры, какие экономические выгоды они сулят строительным организациям, и какой экономический эффект от их создания может быть достигнут в масштабах страны, планируется обсудить в ходе Второго Объединенного Евразийского Конгресса «ТИМ-Сообщество. Санкт-Петербург 2022», который открывается завтра, 16 марта.