Продление программы по предоставлению СРО займов своим членам за счёт средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств снова станет одной из мер поддержки строительной отрасли. Наш добровольный эксперт из Екатеринбурга решил поделиться свои мнением по этому поводу.
***
В принятом 4 марта Государственной Думой Федеральном законе содержится комплекс социально-экономических мер, в том числе, строительного блока. В документе, подготовленном Правительством РФ, определяются механизмы поддержки экономического сектора, упрощающие установленные законодательством разрешительные и лицензионные процедуры, регламентирующие особенности правового режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так, в частности, вносятся изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», часть 17 статьи 3.3 теперь изложена в следующей редакции:
«До 1 января 2023 года в целях оказания поддержки членам саморегулируемых организаций допускается предоставление саморегулируемыми организациями займов своим членам за счёт средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких саморегулируемых организаций в соответствии с гражданским законодательством. Предельные размеры таких займов для одного члена саморегулируемой организации, предельные значения процентов за пользование такими займами, предельный срок и цели их предоставления, требования к членам саморегулируемых организаций, которым могут быть предоставлены такие займы, и порядок контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам, определяются Правительством Российской Федерации. Объём займов, предоставленных саморегулируемой организацией, не может превышать 50 процентов от общего объёма средств её компенсационного фонда».
То, что власти решили продолжить программу по займам в сегодняшнее неспокойное время, абсолютно правильно. Однако, учитывая двухлетний опыт, Национальным объединениям вместе со СРО стоило бы подойти более ответственно к данной мере поддержки. Ведь известно немало фактов, когда судьба займов, мягко говоря, непонятна, и, к сожалению, подтверждаются опасения многих саморегуляторов о риске невозвратов. Более того, не секрет, что практически повсеместно были зафиксированы случаи приоритетной выдачи займов структурам, аффилированным с руководителями и владельцами конкретных СРО.
Конечно, минимизация рисков потери компенсационных фондов является приоритетом в деятельности любой СРО. И, возможно, стоит оптимизировать механизмы защиты средств КФ при выдаче займов членам СРО. Чтобы процесс был прозрачным и безопасным для обеих сторон. Кроме того, нельзя не согласиться с доводами экспертов, предлагающих расширить список целей, на которые распространяется программа выдачи займов из компфондов СРО. Ведь в условиях нынешней базовой ставки в 20% годовых нетрудно спрогнозировать, что строителей ждёт удорожание банковских кредитов. Поэтому, возможность получения займов по льготной ставке за счёт средств компфондов СРО становится крайне привлекательной для строительных компаний.
Естественно, стоит ожидать и увеличения объёмов выдачи займов. Ранее высказанные оценки о том, что строительная отрасль сможет таким образом получить порядка 40-ка миллиардов рублей дополнительных вложений, всё ещё кажется справедливой. И здесь снова и снова необходима кропотливая разъяснительная работа Национальных объединений. Также было бы неплохо, чтобы НОСТРОЙ и НОПРИЗ взяли на себя роль гаранта по возвращению средств КФ. Тогда у СРО и их членов будет больше уверенности, и, действительно, можно будет оказать поддержку большему числу компаний.
Остаётся напомнить, что всего за два года действия программы по программе выдачи займов за счёт средств КФ ОДО было выплачено 5,9 миллиарда рублей. Изменения в Положения о КФ ОДО, необходимые для предоставления займов своим членам, внесли 202 строительные СРО из 225-ти. Из них 105 провели Общие собрания в позапрошлом году, 97 – в прошлом. Самыми пассивными оказались саморегуляторы Северо-Западного федерального округа, где в работу включилось только 3 СРО из 14-ти, выдавших 4 займа, и Москвы, где было выдано 7 займов силами 4-х СРО из 46-ти столичных Союзов и Ассоциаций. А вот ударниками оказались саморегуляторы Уральского федерального округа, выдавшие 43 займа на общую сумму свыше 1,4 миллиарда рублей.