Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2022 / 01 / 28 /
Опубликовано: 28 января 2022 в 16:02
0    1804

Минэкономразвития объяснило, каким образом будет осуществляться регулирование цифровых экосистем, о создании которых всё чаще задумываются и СРО

Министерство экономического развития РФ представило проект Концепции общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной экосистемы. По мнению нашего добровольного эксперта из Омска, документ получился кратким и весьма обобщённым, большей частью состоящим из отсылок к мировой практике и перечня нормативных документов. Передаём ему слово на нашей общественной трибуне.

***

Одним из популярных терминов прошлого года стала «экосистема». Речь идёт не об экологии, а о развитии на базе одной компании большого количества связанных направлений. Например, свою экосистему развивает Яндекс, под одним брендом представляя поисковую систему, платёжный сервис, доску объявлений, службу доставки, агрегатор такси и прочие услуги. Идея очевидна – разные части одного холдинга обеспечивают то, что называется «синергетическим эффектом», усиливая позиции друг друга и обеспечивая взаимодействие с одним и тем же клиентом по разным видам услуг.

В основном свои экосистемы развивают банки, телекомы, IT-компании, ритейл. Новую бизнес-идеологию приняли на вооружение Сбербанк, ВТБ, Тинькофф, МТС, МайлГрупп и другие крупные корпорации. Идея понравилась многим, так что постепенно и саморегулируемые организации стали поговаривать о развитии своих «экосистем», подразумевая под этим набор электронных сервисов, наиболее полно закрывающих потребности и запросы свои клиентов – то бишь, членов СРО.

Но, где есть экономическое явление, там неизбежно возникает и его регулирование. По поводу экосистем существуют разные позиции. Одни специалисты полагают, что это естественный путь развития любой крупной компании, которая стремится развивать сопутствующие услуги. Другие указывают, что сторонние проекты могут быть убыточными и подрывать так называемый якорный бизнес предприятия. Стоит вспомнить, например, полемику главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной и руководителя Сбербанка Германа Грефа. Известно, что в ЦБ с большой долей скепсиса относятся к наполеоновским планам Германа Оскаровича, полагая, что дело банка – заниматься вкладами, проводками и кредитами, а не строить беспилотные автомобили и говорящие колонки. И что непрофильные направления только подрывают финансовую устойчивость.

И вот МЭР разродился своей Концепцией регулирования экосистем, в которую стоит заглянуть, в том числе и саморегуляторам, которые отдали дань новому направлению. Предложенная Концепция представляет собой достаточно скромный документ на 20-ти страничках, из которых больше половины – это содержание, обзор мирового опыта, отсылка к нормативной базе и общие положения.

Общественно значимым результатом внедрения Концепции авторы называют «становление системы отношений, обеспечивающей гарантированный доступ граждан Российской Федерации к экономическим и социальным благам, формируемым на основе использования цифровых технологий, создание условий для формирования высококонкурентных цифровых рынков и сохранение национальной технологической независимости».

Целью регулирования цифровых экосистем и платформ названо поддержание качественной конкуренции на российском рынке для всех игроков вне зависимости от их принадлежности к той или иной экосистеме, развитие национальных экосистем (платформ) в Российской Федерации в условиях конкуренции с иностранными экосистемами (платформами), защита интересов поставщиков и потребителей товаров и услуг экосистем (платформ), что будет способствовать экономическому росту, цифровизации и технологическому развитию нашей страны.

Выделено 4 основных задачи регулирования экосистем:

1. Создание правовых основ для защиты от иностранных экосистем и платформ – обеспечение преференциального положения национальных экосистем и платформ на российском рынке с учётом принятых Российской Федерацией международных обязательств.

2. Создание правовых основ для поддержания качественной конкуренции на российском рынке как между лидирующими экосистемными бизнес-моделями, так и с менее крупными платформами, а также нишевыми поставщиками товаров и услуг.
3. Создание правовых основ для дальнейшего развития национальных экосистем и платформ.

4. Соблюдение интересов потребителей и поставщиков экосистем/платформ.

Для развития системы общего регулирования предлагается реализация следующих механизмов:

1. Меры содействия развитию национальных цифровых платформ и экосистем с целью поддержания их конкурентоспособности с международными экосистемами.

2. Развитие антимонопольных инструментов. В том числе контроль ФАС России за недобросовестным поведением экосистем (платформ).

3. Введение понятия открытости экосистем и платформ и введение правил открытой модели, в случае если они не создают преференциальные условия глобальным экосистемам и платформам, работающим на российском рынке.

4. Меры по обеспечению непрерывности деятельности крупных экосистем и платформ, а также информационной безопасности и противодействию мошенничеству.

5. Комплекс мер по регулированию управления данными, включая их защиту, принципы использования внутри экосистемы и за её периметром, право клиента на распоряжение своими данными.

6. Обеспечение свободного перехода потребителей между экосистемами и нишевыми поставщиками.

В целом, как нетрудно заметить, МЭР видит главную задачу в антимонопольных действиях и защите цифровых данных. В остальном Концепция выглядит крайне абстрактно и обобщённо, что и неудивительно с учётом сильно размытости самого понятия «экосистема».


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии