Когда говорят о саморегулировании, в первую очередь подразумевают саморегулирование в строительстве, проектировании и изысканиях, но на сегодняшний день в России обязательное членство в СРО принято во многих отраслях экономики, в которых работают более 600 саморегулируемых организаций, и примерно столько же осуществляют свою деятельность на добровольной основе. Своими мыслями о перспективах саморегулирования поделилась генеральный директор ростовской Саморегулируемой организации Ассоциация «Некоммерческое партнёрство «Кадастровые инженеры юга» (СРО «Кадастровые инженеры юга», СРО-006-22062012) Галина Высокинская. Основные тезисы внимательно разобрал наш добровольный эксперт Ростова-на-Дону.
***
Галина Дмитриевна напомнила, что, согласно закону о СРО, членами саморегулируемых организаций могут быть субъекты либо профессиональной деятельности, либо предпринимательской. Под субъектами предпринимательской деятельности понимаем юридические лица или приравненных к ним в правах индивидуальных предпринимателей. Субъектами профессиональной деятельности являются специалисты, то есть членами саморегулируемых организаций являются физические лица.
В кадастровой деятельности получилось разделение: субъект предпринимательства заключил договор на оказание какой-либо услуги, и по этому договору отвечает, естественно, руководитель организации и поручает работу выполнить физическому лицу, которое является его сотрудником. При выполнении этой работы сотрудник руководствуется требованиями саморегулируемой организации, но при этом он должен выполнить работу так, чтобы результаты её устроили и его работодателя. Если эти требования будут противоречить друг другу, чьи требования будут в приоритете у сотрудника организации? Ответ очевиден. Человек выполнит требования того, кто платит ему деньги, а не того, которому платит он.
В такой же странной ситуации оказывается и заказчик работ (услуг). Он заключил договор с субъектом предпринимательской деятельности, с юридическим лицом. Если договор не выполнен, либо выполнен некачественно, кому он должен предъявлять свои претензии?
Проблема решается очень просто: в том случае если профессионал может осуществлять свою деятельность самостоятельно, без помощи коллег, членом СРО должно быть физическое лицо, которое осуществляет свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Если же самостоятельно профессионал не может выполнить работу, нужны знания нескольких специалистов, тогда членами саморегулируемой организации должны быть субъекты предпринимательской деятельности, то есть юридические лица.
Если такой принцип будет заложен в 315-ФЗ, статус СРО станет только выше. Сегодня о саморегулировании у всех очень разное мнение. Государственные структуры считают, что главное в саморегулировании – контроль. Члены СРО, как правило, считают, что СРО – просто сбор денег и куча бумажек, что в принципе нормально: понять, что платишь деньги за то, чтобы тебя проверяли и наказывали – сложно. А люди, не имеющие прямого отношения к СРО-системе, вообще не понимают, что это такое – саморегулирование.
«Я хочу, чтобы членство в СРО гарантировало качество. Для этого главной задачей саморегулируемых организаций должен стать – высокий уровень профессионализма, а не контроль. Если СРО отвечает за знания своих членов, то сама организация строит свою СРО работу так, чтобы повышать уровень профессионализма. А это значит, что СРО будет обучать, консультировать и проверять. Но контроль станет следствием, а не целью», – считает госпожа Высокинская.
Кроме того, очень важно, чтобы члены СРО сами устанавливали критерии проверок и степень наказания. Чтобы профессиональное сообщество устанавливало правила, по которым ему предстоит работать. Важно, чтобы правила не были установлены законом, его принимают люди, не знающие особенности отрасли, а теми, кто каждый день будет работать по этим документам. Да, стандарты и правила принимаются СРО и сейчас, но они не могут противоречить нормативным документам, а там прописано практически всё. Внутренние документы СРО не могут ничего кардинально изменить.
«Если сообщество будет самостоятельно решать, что является нарушением и определять меру наказания, самостоятельно устанавливать правила своей деятельности, я думаю, что количество нарушений существенно снизится. Дав больше самостоятельности саморегулированию, выиграют все: и государство, и бизнес, и, самое главное, – заказчики работ», – подытожила Галина Высокинская.