Депутаты Государственной Думы Сергей Неверов и Николай Алексеенко внесли в российский парламент проект Федерального закона, который призван облегчить для подрядных организаций расходы, связанные с членством в СРО. Документ размещён на портале обеспечения законодательной деятельности. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Ярославля.
***
Авторы законопроекта предлагают внести в Градостроительный кодекс РФ две нормы.
Во-первых, увеличить на 50% предельные значения обязательств по договорам в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации. Законотворцы указывают, что действующее соотношение взносов в компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств с предельными значениями размера обязательств было принято в 2018 году.
По данным Росстата, в период с 2018-го по сентябрь 2022-го стоимость строительных материалов увеличилась более, чем на 50%, что повлекло за собой увеличение за данный период размеров обязательств по контрактам с аналогичным составом работ. К примеру, себестоимость аналогичных проектов детского сада на 99 мест в Белгороде в 2018 году составляла 151,5 миллиона рублей, в 2022-ом – 223,6 миллиона (+48%).
Общая статистика заключения конкурентными способами государственных контрактов на выполнение строительных работ по Федеральному закону № 44-ФЗ демонстрирует аналогичную динамику: в 2018 году средняя стоимость таких контрактов составляла 26,6 миллиона, в 2022-ом – 58,0 миллиона рублей.
Во-вторых, в целях сокращения разрыва между предельными значениями обязательств в соответствии с первым уровнем ответственности (60 миллионов рублей) и вторым уровнем ответственности (500 миллионов рублей) законопроектом предлагается повысить предельные значения первого уровня ответственности в два раза до 120-ти миллионов рублей без увеличения размера взносов.
Авторы высказывают мнение, что предлагаемая норма обеспечит возможность участия подрядных организаций в реализации проектов строительства соответствующего масштаба без дополнительных финансовых затрат на повышение уровня ответственности.
Кроме того, в пояснительной записке законотворцы не преминули ещё раз сослаться на сомнительную эффективность компенсационных фондов, как реально действующего механизма компенсации. Так, согласно докладу Минэкономразвития России «О состоянии развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в Российской Федерации» (2021 год), формирование компенсационных фондов является в настоящее время невостребованным механизмом обеспечения имущественной ответственности членов СРО.
Общая сумма выплат за весь период работы системы саморегулирования в строительной отрасли составляет 0,2% от объёма КФ ВВ и КФ ОДО, размещённых на специальных счетах в кредитных организациях, по состоянию на 1 января 2021 года.
Поэтому, делают вывод авторы, в соответствии с имеющейся правоприменительной практикой, предлагаемый пересмотр предельных значений обязательств по договорам не приведёт к нарушению одного из принципов законодательства о градостроительной деятельности – обеспечения возмещения в полном объёме вреда, причинённого физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности или невыполнения договорных обязательств членом СРО.
НОСТРОЙ со своей стороны, уже не преминул выступить с частичной критикой законопроекта. Причём, сделал это в довольно странной форме, оформив не как официальную позицию Национального объединения строителей, а как мнение президента НОСТРОЙ Антона Глушкова, которое было высказано стороннему, хотя и весьма дружественному СМИ и уже затем перепечатано пресс-службой Нацобъединения.
В частности, сообщается, что функционеры НОСТРОЙ поддерживают инициативу по введению дополнительных уровней ответственности, однако предлагают свои параметры:
– для компенсационного фонда возмещения вреда: взнос 150 тысяч рублей и предельная стоимость по одному договору строительного подряда до 350-ти миллионов рублей;
– для компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств: взнос 350 тысяч рублей и предельный размер обязательств по договорам строительного подряда до 350-ти миллионов рублей.
Однако отмечается, что увеличение в два раза предельных значений обязательств по договорам для первого уровня ответственности руководство НОСТРОЙ не поддерживает. Как известно, Национальное объединение не проводит самостоятельную политику в части законотворчества и уже давно не высказывает собственного мнения по такого рода вопросам. Поэтому, скорее всего, и в данном случае руководство Нацобъединения озвучивает согласованное мнение, которое было доведено до него по линии Минстроя России.