Наш постоянный петербургский эксперт, юрист Алексей Старицын решил напомнить читателям ЗаНоСтрой.РФ о статусе саморегулируемых организаций строительной сферы и их Национальных объединений – НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Передаём слово Алексею Геннадьевичу.
***
Публичными полномочиями являются делегированные государством участникам рынка часть своих контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определённой сфере экономики в целях реализации возложенных на них государством задач, характеризующих принудительно-властный характер.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой является разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
В этой связи саморегулируемые организации в строительстве и их Национальные объединения наделены публично-правовыми полномочиями.
Так, например, Нацобъединения (в частности, НОСТРОЙ и НОПРИЗ) создаются для соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов, обеспечения представительства и защиты интересов СРО соответствующих видов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Так, например, основными целями саморегулируемых организаций являются:
1. Предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций.
2. Повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
3. Обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключённым с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее – с использованием конкурентных способов заключения договоров).
Кроме того, саморегулируемые организации в строительстве и их Национальные объединения являются публично-правовыми субъектами, наделены государством публично-правовыми статусами, действуют в интересах общества и государства.