Под председательством министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина состоялось совещание по вопросу вовлечения золошлаков угольных тепловых электростанций (ТЭС) в хозяйственный оборот. Участниками обсуждения стали заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Тетенькин, заместитель министра энергетики РФ Павел Сниккарс, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, генеральный директор «Сибирской генерирующей компании», член Совета директоров СУЭК Степан Солженицын, а также генеральный директор Ассоциации развития вторичного использования сырья (АРВИС) Ирина Золотова. Такую новость нам передали коллеги из пресс-службы Минстроя России.
Золошлаковые смеси – вторичные минеральные ресурсы, применяемые в качестве компонентов для изготовления бетонов для всех видов строительства. Применение золошлаковых материалов угольных ТЭС при строительстве автомобильных дорог – это эффективный путь их масштабного использования. Золошлаки могут применяться при сооружении насыпей земляного полотна или строительстве укреплённых оснований дорожных одежд. В соответствии с ГОСТ 25100-2020 золошлаковый материал определён как техногенный грунт и может быть использован в качестве замены природного грунта в тех регионах где существует дефицит природного материала или его добыча экономически не выгодна.
«Применение такого рода материалов, конечно, необходимо. И инициатива по использованию золошлаков, с которой к нам пришел бизнес, конечно, поддерживается Минстроем России. Сегодня для того, чтобы их применение было востребовано, необходим комплексный подход – это и создание качественного рыночного продукта, обеспечение доступной логистической составляющей, его ценообразование и привлекательность для потребителей, и что особенно важно – стимулирование и активное вовлечение бизнеса в этот процесс», – подчеркнул Ирек Файзуллин.
Опрос и мониторинг предприятий по производству бетона и железобетона в различных регионах показал их готовность к использованию золошлаков в производственном цикле. Но также отмечена необходимость научно-технологического сопровождения на этапе внедрения, так как сделать это силами собственных заводских лабораторий могут только отдельные предприятия с высокой компетенцией и уровнем подготовки кадров.
Павел Сниккарс в своём выступлении сказал: «По нашим оценкам, ежегодный потенциал вовлечения золошлаков составляет порядка 25-ти миллионов тонн. При этом строительная отрасль имеет наибольший потенциал – более 14-ти миллионов тонн, из них только для производства цемента– 10,6 миллиона. Для рекультивации неудобий (засыпки оврагов, карьеров и болот) можно использовать порядка 5 миллионов тонн золошлаков, пересыпки полигонов ТКО – 1,8 миллиона тонн. Наша задача – достичь к 2035 году уровня утилизации золошлаков угольных ТЭС в 50 процентов».
По словам замглавы Минэнерго, работа по увеличению доли вовлечения золошлаков в хозяйственный оборот уже началась: Правительство РФ утвердило Комплексный план по повышению объёмов утилизации золошлаков электростанций и котельных, начала свою работу Ассоциация развития вторичного использования сырья, разработана «белая книга», в которую включены примеры российского и зарубежного опыта применения золошлаков при строительстве дорог.
Дмитрий Тетенькин отметил: «С целью повышения объёмов утилизации отходов, в том числе золошлаковых, в июле этого года приняты изменения и дополнения в закон «Об отходах производства и потребления», предусматривающие введение понятия «вторичные ресурсы» и «вторичное сырьё», установление требований к обращению с вторичными ресурсами, в ряду которых запрет на их захоронение; введение понятие «побочные продукты производства», к которым могут быть отнесены вещества или предметы, образующиеся при производстве основной продукции, выполнении работ или оказании услуг. Основная часть данных положений вступает в силу с 1 марта 2023 года. Также были приняты поправки в закон «О недрах», предусматривающие, в частности использование золошлаковых отходов для ликвидации горных выработок и для рекультивации земель (за исключением восстановления плодородного слоя почвы). Поправки вступят в силу с 1 сентября 2023 года»
Проделанная работа, по мнению замглавы Минприроды, уже даёт широкий спектр возможностей для применения золошлаков в различных отраслях экономики страны. При этом вопрос непосредственного вовлечения золошлаков во вторичный оборот должен основываться на экономической целесообразности и заинтересованности собственника данного вида отхода.
Степан Солженицын выступил с докладом о состоянии дел с образованием золошлаков в Российской Федерации и принимаемых мерах по их утилизации. Деятельность энергетических компаний по вовлечению золошлаков в хозяйственный оборот основывается, прежде всего, на Комплексном плане по повышению объёмов утилизации золошлаков утвержденном распоряжением Правительства РФ №1557-р 15 июня 2022 года «Энергетики готовы создавать качественный продукт и качественный сервис для потребителей. Для этого мы разработали долгосрочные инвестиционные планы и уже воплощаем их в жизнь. Но важным вопросом остается государственная поддержка по созданию рынка потребления и здесь нами проводится и еще предстоит большая работа с профильными ведомствами и региональными властями».
Роман Новиков в ходе своего выступления обозначил, что Росавтодор готов предоставить пилотные проекты применения золошлаков при строительстве автомобильных дорог.
Участники встречи приняли решение составить и до конца текущего года согласовать перечень «пилотных» проектов строительства автомобильных дорог регионального и местного значения с целью определения технико-экономической возможности применения золы-уноса и золошлаков. Использование золошлаковых материалов позволит снизить стоимость проекта по сравнению с традиционными решениями.
На встрече также обсуждали вопрос необходимости актуализации нормативно-технической документации, которая позволит расширить применение золошлаков как в дорожном строительстве, так и в производстве строительных материалов (бетона, цементов).
В Минстрое России обсудили вопрос применения золошлаков в строительстве
Под председательством министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина состоялось совещание по вопросу вовлечения золошлаков угольных тепловых электростанций (ТЭС) в хозяйственный оборот. Участниками обсуждения стали заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Тетенькин, заместитель министра энергетики РФ Павел Сниккарс, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, генеральный директор «Сибирской генерирующей компании», член Совета директоров СУЭК Степан Солженицын, а также генеральный директор Ассоциации развития вторичного использования сырья (АРВИС) Ирина Золотова. Такую новость нам передали коллеги из пресс-службы Минстроя России.
Золошлаковые смеси – вторичные минеральные ресурсы, применяемые в качестве компонентов для изготовления бетонов для всех видов строительства. Применение золошлаковых материалов угольных ТЭС при строительстве автомобильных дорог – это эффективный путь их масштабного использования. Золошлаки могут применяться при сооружении насыпей земляного полотна или строительстве укреплённых оснований дорожных одежд. В соответствии с ГОСТ 25100-2020 золошлаковый материал определён как техногенный грунт и может быть использован в качестве замены природного грунта в тех регионах где существует дефицит природного материала или его добыча экономически не выгодна.
«Применение такого рода материалов, конечно, необходимо. И инициатива по использованию золошлаков, с которой к нам пришел бизнес, конечно, поддерживается Минстроем России. Сегодня для того, чтобы их применение было востребовано, необходим комплексный подход – это и создание качественного рыночного продукта, обеспечение доступной логистической составляющей, его ценообразование и привлекательность для потребителей, и что особенно важно – стимулирование и активное вовлечение бизнеса в этот процесс», – подчеркнул Ирек Файзуллин.
Опрос и мониторинг предприятий по производству бетона и железобетона в различных регионах показал их готовность к использованию золошлаков в производственном цикле. Но также отмечена необходимость научно-технологического сопровождения на этапе внедрения, так как сделать это силами собственных заводских лабораторий могут только отдельные предприятия с высокой компетенцией и уровнем подготовки кадров.
Павел Сниккарс в своём выступлении сказал: «По нашим оценкам, ежегодный потенциал вовлечения золошлаков составляет порядка 25-ти миллионов тонн. При этом строительная отрасль имеет наибольший потенциал – более 14-ти миллионов тонн, из них только для производства цемента– 10,6 миллиона. Для рекультивации неудобий (засыпки оврагов, карьеров и болот) можно использовать порядка 5 миллионов тонн золошлаков, пересыпки полигонов ТКО – 1,8 миллиона тонн. Наша задача – достичь к 2035 году уровня утилизации золошлаков угольных ТЭС в 50 процентов».
По словам замглавы Минэнерго, работа по увеличению доли вовлечения золошлаков в хозяйственный оборот уже началась: Правительство РФ утвердило Комплексный план по повышению объёмов утилизации золошлаков электростанций и котельных, начала свою работу Ассоциация развития вторичного использования сырья, разработана «белая книга», в которую включены примеры российского и зарубежного опыта применения золошлаков при строительстве дорог.
Дмитрий Тетенькин отметил: «С целью повышения объёмов утилизации отходов, в том числе золошлаковых, в июле этого года приняты изменения и дополнения в закон «Об отходах производства и потребления», предусматривающие введение понятия «вторичные ресурсы» и «вторичное сырьё», установление требований к обращению с вторичными ресурсами, в ряду которых запрет на их захоронение; введение понятие «побочные продукты производства», к которым могут быть отнесены вещества или предметы, образующиеся при производстве основной продукции, выполнении работ или оказании услуг. Основная часть данных положений вступает в силу с 1 марта 2023 года. Также были приняты поправки в закон «О недрах», предусматривающие, в частности использование золошлаковых отходов для ликвидации горных выработок и для рекультивации земель (за исключением восстановления плодородного слоя почвы). Поправки вступят в силу с 1 сентября 2023 года»
Проделанная работа, по мнению замглавы Минприроды, уже даёт широкий спектр возможностей для применения золошлаков в различных отраслях экономики страны. При этом вопрос непосредственного вовлечения золошлаков во вторичный оборот должен основываться на экономической целесообразности и заинтересованности собственника данного вида отхода.
Степан Солженицын выступил с докладом о состоянии дел с образованием золошлаков в Российской Федерации и принимаемых мерах по их утилизации. Деятельность энергетических компаний по вовлечению золошлаков в хозяйственный оборот основывается, прежде всего, на Комплексном плане по повышению объёмов утилизации золошлаков утвержденном распоряжением Правительства РФ №1557-р 15 июня 2022 года «Энергетики готовы создавать качественный продукт и качественный сервис для потребителей. Для этого мы разработали долгосрочные инвестиционные планы и уже воплощаем их в жизнь. Но важным вопросом остается государственная поддержка по созданию рынка потребления и здесь нами проводится и еще предстоит большая работа с профильными ведомствами и региональными властями».
Роман Новиков в ходе своего выступления обозначил, что Росавтодор готов предоставить пилотные проекты применения золошлаков при строительстве автомобильных дорог.
Участники встречи приняли решение составить и до конца текущего года согласовать перечень «пилотных» проектов строительства автомобильных дорог регионального и местного значения с целью определения технико-экономической возможности применения золы-уноса и золошлаков. Использование золошлаковых материалов позволит снизить стоимость проекта по сравнению с традиционными решениями.
На встрече также обсуждали вопрос необходимости актуализации нормативно-технической документации, которая позволит расширить применение золошлаков как в дорожном строительстве, так и в производстве строительных материалов (бетона, цементов).
Золошлаковые смеси – вторичные минеральные ресурсы, применяемые в качестве компонентов для изготовления бетонов для всех видов строительства. Применение золошлаковых материалов угольных ТЭС при строительстве автомобильных дорог – это эффективный путь их масштабного использования. Золошлаки могут применяться при сооружении насыпей земляного полотна или строительстве укреплённых оснований дорожных одежд. В соответствии с ГОСТ 25100-2020 золошлаковый материал определён как техногенный грунт и может быть использован в качестве замены природного грунта в тех регионах где существует дефицит природного материала или его добыча экономически не выгодна.
«Применение такого рода материалов, конечно, необходимо. И инициатива по использованию золошлаков, с которой к нам пришел бизнес, конечно, поддерживается Минстроем России. Сегодня для того, чтобы их применение было востребовано, необходим комплексный подход – это и создание качественного рыночного продукта, обеспечение доступной логистической составляющей, его ценообразование и привлекательность для потребителей, и что особенно важно – стимулирование и активное вовлечение бизнеса в этот процесс», – подчеркнул Ирек Файзуллин.
Опрос и мониторинг предприятий по производству бетона и железобетона в различных регионах показал их готовность к использованию золошлаков в производственном цикле. Но также отмечена необходимость научно-технологического сопровождения на этапе внедрения, так как сделать это силами собственных заводских лабораторий могут только отдельные предприятия с высокой компетенцией и уровнем подготовки кадров.
Павел Сниккарс в своём выступлении сказал: «По нашим оценкам, ежегодный потенциал вовлечения золошлаков составляет порядка 25-ти миллионов тонн. При этом строительная отрасль имеет наибольший потенциал – более 14-ти миллионов тонн, из них только для производства цемента– 10,6 миллиона. Для рекультивации неудобий (засыпки оврагов, карьеров и болот) можно использовать порядка 5 миллионов тонн золошлаков, пересыпки полигонов ТКО – 1,8 миллиона тонн. Наша задача – достичь к 2035 году уровня утилизации золошлаков угольных ТЭС в 50 процентов».
По словам замглавы Минэнерго, работа по увеличению доли вовлечения золошлаков в хозяйственный оборот уже началась: Правительство РФ утвердило Комплексный план по повышению объёмов утилизации золошлаков электростанций и котельных, начала свою работу Ассоциация развития вторичного использования сырья, разработана «белая книга», в которую включены примеры российского и зарубежного опыта применения золошлаков при строительстве дорог.
Дмитрий Тетенькин отметил: «С целью повышения объёмов утилизации отходов, в том числе золошлаковых, в июле этого года приняты изменения и дополнения в закон «Об отходах производства и потребления», предусматривающие введение понятия «вторичные ресурсы» и «вторичное сырьё», установление требований к обращению с вторичными ресурсами, в ряду которых запрет на их захоронение; введение понятие «побочные продукты производства», к которым могут быть отнесены вещества или предметы, образующиеся при производстве основной продукции, выполнении работ или оказании услуг. Основная часть данных положений вступает в силу с 1 марта 2023 года. Также были приняты поправки в закон «О недрах», предусматривающие, в частности использование золошлаковых отходов для ликвидации горных выработок и для рекультивации земель (за исключением восстановления плодородного слоя почвы). Поправки вступят в силу с 1 сентября 2023 года»
Проделанная работа, по мнению замглавы Минприроды, уже даёт широкий спектр возможностей для применения золошлаков в различных отраслях экономики страны. При этом вопрос непосредственного вовлечения золошлаков во вторичный оборот должен основываться на экономической целесообразности и заинтересованности собственника данного вида отхода.
Степан Солженицын выступил с докладом о состоянии дел с образованием золошлаков в Российской Федерации и принимаемых мерах по их утилизации. Деятельность энергетических компаний по вовлечению золошлаков в хозяйственный оборот основывается, прежде всего, на Комплексном плане по повышению объёмов утилизации золошлаков утвержденном распоряжением Правительства РФ №1557-р 15 июня 2022 года «Энергетики готовы создавать качественный продукт и качественный сервис для потребителей. Для этого мы разработали долгосрочные инвестиционные планы и уже воплощаем их в жизнь. Но важным вопросом остается государственная поддержка по созданию рынка потребления и здесь нами проводится и еще предстоит большая работа с профильными ведомствами и региональными властями».
Роман Новиков в ходе своего выступления обозначил, что Росавтодор готов предоставить пилотные проекты применения золошлаков при строительстве автомобильных дорог.
Участники встречи приняли решение составить и до конца текущего года согласовать перечень «пилотных» проектов строительства автомобильных дорог регионального и местного значения с целью определения технико-экономической возможности применения золы-уноса и золошлаков. Использование золошлаковых материалов позволит снизить стоимость проекта по сравнению с традиционными решениями.
На встрече также обсуждали вопрос необходимости актуализации нормативно-технической документации, которая позволит расширить применение золошлаков как в дорожном строительстве, так и в производстве строительных материалов (бетона, цементов).