Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы приступил к рассмотрению проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов. На заседании министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин рассказал о ходе формирования комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство». Мероприятие прошло под председательством главы комитета Госдумы Андрея Макарова. Об этом нам сообщили коллеги из пресс-службы Минстроя России.
«Комплексная госпрограмма «Строительство» – это аналитическая программа. Она включает в себя расходы капитального характера всех госпрограмм, а также объектов незавершённого строительства. В программе учитываются новые подходы, в том числе по балансировке ФАИП. Проект федеральной адресной инвестпрограммы сформирован на основании предложений главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС), согласованных в установленном порядке Минстроем, ответственными исполнителями госпрограмм и коллегией военно-промышленной комиссии», – Ирек Файзуллин.
В рамках формирования комплексной госпрограммы Минстроем России подготовлен проект федеральной адресной инвестиционной программы на 2023-2025 годы, представленной на рассмотрение в Государственную Думу в составе законопроекта.
На основании поручений Президента России и Председателя Правительства РФ при формировании ФАИП учтены следующие приоритеты: переходящие объекты капстроительства, незавершённые, а также новые объекты, по которым имеются указания и поручения Президента и Председателя Правительства или в отдельных случаях по решению штаба.
С 2023 года в ФАИП участвуют 49 ГРБС по 34-м госпрограммам и непрограммным направлениям, а также по 14-ти нацпроектам. На её реализацию в трехлетке предусматриваются бюджетные ассигнования в объеме 2,5 триллиона рублей.
При этом 79% из указанных средств предусмотрены на завершение строительства 1.497-ми уже начатых объектов и только 21% на начало 814-х новых объектов. По новым объектам имеются соответствующие поручения Президента и Правительства (более 300 поручений).
«Одной из главных целей комплексной госпрограммы «Строительство» является снижение объемов незавершенного строительства. Перед нами стоит задача – к 2027 году в два раза сократить количество таких объектов. В этом вопросе Правительством принят ряд документов, которые позволяют объекты незавершённого строительства или списать, или реализовать, или достроить», – Ирек Энварович.
Правительством Российской Федерации в рамках исполнения Плана мероприятий утверждены необходимые акты для формирования федерального реестра объектов незавершенного строительства. По итогам проведенного Минстроем России мониторинга к объектам незавершенного строительства могут быть отнесены и включены в федеральный реестр порядка 1466 объектов.
Сегодня Минстроем осуществлен сбор и анализ от ГРБС сведений о 823-х объектах незавершённого строительства, из которых 205 объектов планируется рассмотреть на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению объектов незавершенного строительства, куда входят представители Минфина, Казначейства и Росимущества. Также в качестве экспертов планируется привлечь Счётную палату РФ и депутатов Госдумы.
Глава ведомства отметил, что в 2022 году уже проводится работа по оперативному перераспределению бюджетных средств по объектам внутри ФАИП. В прежние годы средства, которые не могли быть использованы, возвращались в резервный фонд либо переносились в качестве остатков на следующий год. Кроме того, министр обратился к депутатам с просьбой поддержать систему комплексных запросов. Это позволит перераспределить средства и сократить сроки завершения строительства объекта при наличии проектной документации и соответствующего заключения экспертизы. Сегодня механизм перераспределения средств в связи с ограничениями, вызванными санкционным давлением, нарушением логистических цепочек в поставках материалов и оборудования, является крайне востребованным.
Отдельно уделяется внимание вопросам строительства вводных объектов этого года, выявляются сложности, осуществляется оперативный поиск решений, также осуществляется контроль по исполнению распоряжения 292-р, касающегося удорожания строительства. Особое внимание уделяется вопросу доведения средств до подрядчиков. Данная работа позволила значительно увеличить кассовое исполнение ФАИП. По итогам 9-ти месяцев объем финансирования и процент освоения в 2022 году выше в сравнении с прошлым годом на 11 %.
В заключении доклада господин Файзуллин отметил, что в части работы с капвложениями предстоит много работы. В том числе это и совершенствование нормативной базы в целях оптимизации процедур и внедрение новых информационно-аналитических программ для автоматизации процессов. Отдельно он подчеркнул, что совместными усилиями с депутатским корпусом все задачи по повышению эффективности управления госкапвложениями могут быть успешно реализованы.