Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2022 / 10 / 19 /
Опубликовано: 19 октября 2022 в 16:11
0    983

Ассоциация «Сахалинстрой» предложила Минстрою и Минфину отозвать их письмо и дать возможность СРО самим регулировать свою деятельность, не изменяя правила ведения закупок

ЗаНоСтрой.РФ недавно рассказывал о совместном письме Министерства строительства и ЖКХ РФ и Министерства финансов РФ. Эксперты двух ведомств со ссылкой на положения статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ пришли к любопытному выводу. А именно о том, что отсутствует необходимость установления требований к документальному подтверждению членства в саморегулируемой организации для участия в конкретной закупке (на выполнение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт или снос объектов капитального строительства), в извещении об осуществлении которой, по мнению представителей Минстроя и Минфина, установлено требование исключительно к членству в СРО.

Ассоциация Региональное отраслевое объединение работодателей «Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей» (Ассоциация «Сахалинстрой», СРО-С-019-06072009) направила письмо на имя статс-секретаря – заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Светланы Ивановой и заместителя министра финансов РФ Алексея Лаврова с предложением отозвать данное письмо. Подробности читайте в статье нашего эксперта из Южно-Сахалинска.

***

Данное фактически императивное указание Минстроя и Минфина, по мнению экспертов Ассоциации «Сахалинстрой», сформировано с грубым превышением полномочий обоих ведомств в регулировании закупочной деятельности в Российской Федерации и не соответствует требованиям ГрК РФ и Федерального закона № 44-ФЗ.

В рассматриваемом письме, как уверены эксперты сахалинской СРО, оба министерства односторонне подошли к оценке данного вопроса, не учли обязательных требований норм Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» об обязанности СРО вести анализ деятельности своих членов, не учли положения Регламента ведения Единого реестра членов саморегулируемых организаций (утверждённого Советом НОСТРОЙ 18 августа 2022 года), порядка установления в нём корректной и своевременной информации, особенно в части проведения расчёта и внесении в Реестр саморегулируемой организации самыми СРО фактического совокупного размера неисполненных обязательств каждого члена саморегулируемой организации по договорам подряда, заключённых таким членом, с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии части 7 статьи 55.13 ГрК РФ, на момент его участия в закупках. Это требуется также в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 25 мая 2022 года № 945.

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ, при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, требование к участникам закупки о соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При осуществлении закупки путём проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, следующую информацию:
  • требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного 44-ФЗ;
  • требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 этого же нормативно-правового акта;
  • исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям;
  • также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 всё того же 44-ФЗ (пункт 12 части 1 статьи 42).
Положения пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона № 44-ФЗ, к тому же, содержат указание на необходимость предоставления в составе заявки на участие в закупке документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного закона.

Таким образом, отражённые в совместном письме от 3 октября 2022 года положения, не соответствуют требованиям 44-ФЗ и фактически незаконно предписывают всем заказчикам определённый новый порядок действий при формировании закупочной документации, в том числе формирования требований к составу заявки на участие в закупке.

2. Рассматриваемое письмо не учитывает и не устанавливает порядок действий комиссий заказчиков при определении соответствия участников закупок требованиям, установленным частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ требованиям – то есть, каким образом заказчик, без предоставления участником закупки выписки из реестра будет подтверждать соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.

Авторы письма из Минстроя и Минфина, как считают эксперты сахалинской СРО, не обратили внимание на требования, изложенные в статье 55.8 ГрК РФ «Право членов саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства», из которых должно быть понятным, что «подтверждение членства в саморегулируемой организации» участником закупки в строительной сфере деятельности, совершенно недостаточно.

Для установления соответствия участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, с учётом требований части 3 статьи 55.8 ГрК РФ (непосредственно определяющие наличие права члена СРО участвовать в закупках) заказчик обязан удостовериться, что:
  • участник является членом соответствующей саморегулируемой организации;
  • в соответствующей саморегулируемой организации сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО);
  • участник имеет право участвовать в закупке по заявленной НМЦК в соответствии уплаченного взноса в компенсационный фонд возмещения вреда (КФ ВВ);
  • участник закупки имеет соответствующий уровень ответственности в зависимости от уплаченного им денежного взноса в КФ ОДО данной СРО;
  • участник имеет право участвовать в закупке по заявленной НМЦК, исходя из совокупного размера неисполненных обязательств (неисполненных контрактов), чтобы не превысить предельный размер обязательств по имеющемся уровню обеспечения договорных обязательств участника закупки.
Видимая на главной странице Единого реестра информация об участнике закупки (карта члена СРО) отражает только статус участника в соответствующей саморегулируемой организации (является членом или исключён).

Непосредственно карточка члена СРО в Едином реестре отражает только идентификационную информацию (ИНН, ОГРН, адрес, руководитель, дата и номер регистрации и так далее). Подтверждение формирования СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, присвоения уровня ответственности (оплаты взноса) и его величины в КФ ОДО, то есть уровень ответственности обеспечения договорных обязательств прямо не усматривается из открытой части реестра. Для установления подтверждения соответствия участника необходимо произвести каждый раз определённые манипуляции и каким-то образом и где-то зафиксировать соответствие участника закупки установленным условиям наличия права на участие в такой закупке. Затем необходимо установить фактический совокупный размер обязательств такого участника на момент запроса выписки (получения иного подтверждения соответствия требованиям).

Как считают эксперты Ассоциации «Сахалинстрой», представляется весьма сомнительной возможность непосредственно комиссией заказчика определять актуальный фактический размер неисполненных обязательств и сопоставить соответствие остатка обязательств с НМЦК каждого участника закупки. К тому же, таких обязанностей и такой ответственности за результаты проводимых расчётов нет ни у электронной площадки, ни у членов комиссии.

Без обращения члена СРО за предоставлением выписки (что обязывает саморегулируемую организацию произвести скрупулёзный и часто весьма трудоёмкий анализ деятельности данного члена СРО и расчёт неисполненного совокупного размера обязательств на момент обращения за выпиской) информации о величине неисполненного совокупного размера обязательств (ответственность, за актуальность которой должна нести саморегулируемая организация) не может появиться в Едином реестре членов СРО.

При самостоятельном расчёте действительного (актуального) совокупного размера обязательств участника комиссии заказчика необходимо будет произвести расчёт неисполненных обязательств участника. Вычленить обязательства члена СРО, подлежащие включению в неисполненные обязательства на момент проведения закупки и суммированию, из всего массива контактов участника закупок, имеющихся в «ЕИС закупки», весьма специфично и затруднительно.

Не все исполняемые участником контракты подлежат включению в совокупный размер обязательств (отдельные контракты, заключённые с единственным поставщиком, несоответствие выполняемых работ наименованиям контракта и так далее), что зачастую не позволит постороннему от СРО специалисту определить величину неисполненных обязательств у данного участника.
Кроме того, открытые данные (ЕИС закупки) не всегда отражают договора, заключённые в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, при этом обязательства по таким договорам подлежат включению в расчёт. Вероятность правильного определении совокупного размера неисполненных обязательств участника закупки комиссией заказчика маловероятна, да и не будет комиссия этим заниматься, просто примут за отправную точку сведения, отражённые в карточке Единого реестра – есть он в Реестре или его там нет (если вообще будут искать такую вкладку в Едином реестре).

Отмена обязанности предоставить выписку из реестра саморегулируемой организации для предоставления её на торговую площадку недопустима, так как это разрушит достоверную базу информации для корректной конкурентной борьбы на торговых площадках и породит массу судебных дел и рассмотрений на площадках ФАС России.

Использование заказчиками информации, не отражающей актуальную ситуацию или самостоятельный расчёт совокупного размера обязательств участника, может привести как к заключению договоров с лицами, не обладающими правом выполнять работы (в связи с превышением фактического размера обязательств), так и к отклонению заявок участников по основанию превышения совокупного размера неисполненных обязательств (при фактическом отсутствии такого превышения), либо к заключению договоров вообще без какой либо проверки соответствия участника требованиям законодательства, кроме факта членства в соответствующей СРО, что противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ и закона Федерального закона № 44-ФЗ.

Таким образом, подчёркивают представители «Сахалинстроя», указание в Едином реестре членов актуального фактического совокупного размера обязательств членов СРО на момент выдачи им выписок из реестра (предъявляемых заказчику), несёт для заказчиков важную информацию о соответствии участника закупки нормам ГрК РФ в части наличия у такого члена права на участие в закупке и на выполнение работ по контракту объявленной цены.

Превышение членом СРО установленного для него предельного размера обязательств по действующим контрактам влечёт невозможность заключения подрядного договора с таким членом СРО при проведении конкурентных процедур закупки.
Саморегулируемая организация, при обращении члена за выпиской:
  • проводит анализ деятельности члена в части исполнения невыполненных контрактов;
  • проверяет их на необходимость включения или невключения в неисполненные обязательства;
  • рассчитывает фактический совокупный размер неисполненных обязательств заявителя;
  • передаёт такие сведения в НОСТРОЙ, подписывая эти сведения усиленной цифровой подписью;
  • вносит сведения об итогах расчёта в свой реестр (в соответствии с Регламентом НОСТРОЙ и части 7 статьи 55.13 ГрК РФ) и только после того, как итоговая цифра расчёта появится в Едином реестре членов СРО;
  • саморегулируемая организация выдаёт заявителю (члену СРО) выписку из реестра с электронными цифровыми подписями НОСТРОЙ (как держателя Единого реестра) и такой же подписью представителя СРО.
За величину рассчитанного совокупного размера неисполненных обязательств (по неисполненным контрактам) в этом случае несёт саморегулируемая организация!
Такое взаимодействие СРО со своими членами позволяет:
  • поддерживать актуальность сведений, содержащихся в Едином реестре;
  • представлять корректные сведения заказчикам в выписках из реестров;
  • также позволяет саморегулируемым организациям проводить мониторинг и контролировать деятельность своих членов, исполняя возложенные на них государством контрольно-надзорные функции.
В рамках реализации положений постановления Правительства РФ № 945, а также положений Градостроительного законодательства и Федерального закона № 315-ФЗ, во исполнение законодательной обязанности разработки стандартов и правил, обязательных как для саморегулируемых организаций, так и их членов, НОСТРОЙ и НОПРИЗ (Национальное объединение строителей и Национальное объединение изыскателей и проектировщиков), разработали и утвердили Регламенты ведения Единого реестра, которые содержат, в том числе форму выписки, выдаваемой членам СРО, и порядок актуализации сведений о фактическом совокупном размере обязательств членов СРО и несут ответственность, каждый в своей части, за достоверность сведений.

В своём послании эксперты Ассоциации «Сахалинстрой» предлагают обоим ведомствам отозвать совместное письмо от 3 октября 2022 года «О подтверждении членства участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства для целей участия в закупках в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и дать возможность саморегулируемым организациям самим регулировать свою деятельность, не изменяя правила ведения закупок в строительстве.


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии