Тремя главными задачами Национального объединения строителей его президент Антон Глушков назвал реализацию текущих изменений в законодательство, выстраивание отношений с исполнительной властью на региональном уровне и разработку мер дальнейшего развития системы саморегулирования. Такое заявление прозвучало в ходе развёрнутого интервью, которое Антон Николаевич дал сайту АНСБ. А наш добровольный эксперт из подмосковного Красногорска предлагает ознакомиться с основными тезисами материала.
***
О роли СРО
Опыт 13-ти лет саморегулирования показал, что у нас очень разное восприятие системы саморегулирования как со стороны бизнеса, так и со стороны органов власти. Если говорить в общем, то это система, созданная по профессиональному признаку в целях повышения эффективности работы строительного комплекса Российской Федерации. Но для большинства система СРО воспринимается, исходя исключительно из тех задач и функций, которые прописаны в Градостроительном кодексе, а именно: допуск на рынок и обеспечение ответственности.
Однако со стороны СРО просто выполнять по отношению к члену установленные системой саморегулирования обязательные требования не совсем правильно. Правильнее помочь строительному комплексу в текущей ситуации, а она постоянно меняется, особенно в последнее время. И в этой связи система СРО, как система объединения работодателей, должна разрабатывать некие конструкции, чтобы повысить эффективность работы строительного комплекса в текущих условиях, и очень быстро адаптироваться к ним.
О текущем положении дел в отрасли
Стройка – это зеркало экономики. Если в экономике начинаются турбулентности, то это, безусловно, отражается на инвестиционном цикле и, как следствие, на стройке. Когда мы смотрим показатели по объёмам строительства, вводу жилья, спросу на жильё – на первый взгляд, всё хорошо.
Другое дело, что в дальнейшем нужно очень быстро научиться выявлять те проблемы, с которыми сталкивается отрасль и бизнес, и оперативно на них реагировать. Механизмы у нас наработаны – начиная с займов из компфондов СРО и заканчивая глобальными вещами, связанными со спросом, например, направление денежных средств на выкуп площадей у застройщиков в случае затоваривания рынка.
Об инициативах
Многие инициативы рождаются не в СРО, а в недрах НОСТРОЙ. У системы саморегулирования есть риск превратиться в псевдогосударственную структуру, которая будет действовать исключительно в рамках тех нормативных документов, которые носят обязательный характер. Поэтому я всячески призываю своих коллег на эту стезю не скатываться.
Поэтому, если говорить о дальнейшем развитии системы СРО, оно возможно в выявлении и использовании лучших практик тех СРО, которые имеют опыт взаимоотношения со своими членами и предлагают свои инициативы. НОСТРОЙ эту работу будет всячески пропагандировать и продвигать, рассказывать о коллегах, которые выходят с важными для бизнеса инициативами, и помогать в их реализации.
О обеспечении ответственности
Каких-то существенных механизмов влияния на этот процесс, кроме финансового обеспечения в виде компенсационных фондов, у нас нет. Однако НОСТРОЙ возлагает большую надежду на развитие независимой оценки квалификации, которая позволит перейти от формальных требований к профессиональному уровню сотрудников к фактической оценке их знаний и навыков.
А это ещё один способ повышения ответственности членов СРО за безопасность и качество строительства. Потому что, если компания через своих сотрудников обладает необходимой квалификацией, то различного рода перекосы, связанные с качеством выполняемых работ и услуг, с охраной труда и техникой безопасности, сводятся к минимуму.
О безопасности на стройплощадках
Если смотреть статистику 2022 года по несчастным случаям на стройке и по объёмам выплат из средств компенсационных фондов СРО, то эта статистика позитивная. Мы видим уменьшение числа несчастных случаев, но, к сожалению, вывести какую-то линейную зависимость, что на это напрямую влияет система саморегулирования, как бы нам ни хотелось, пока не получится.
Когда идёт речь об обеспечении ответственности в системе саморегулирования, нужно говорить о реальных механизмах, которые позволяют руководителю компании выполнять функции и сохранять бизнес, извлекать прибыль и не подвергать опасности третьи стороны, которые могут быть как внутри стройки, так и за её пределами.
О первоочередных задачах НОСТРОЙ
В этом году Нацобъединение должно реализовать все те изменения, которые предписаны законодательством. Это формирование и ведение сквозного реестра юридических лиц и их обязательств, включая объекты, которые они строят, а также ведение нового реестра, связанного с независимой оценкой квалификации.
Вторая задача – выстраивание отношений Нацобъединения и СРО с исполнительной властью, и не на федеральном уровне, а на региональном, потому что основное регулирование строительной отрасли относится к функциям муниципалитетов и частично регионов.
Третье – это разработка мер дальнейшего развития системы саморегулирования. В последние полгода эта дискуссия обострилась, обсуждаются ужесточение требований к СРО и к членам СРО. Но однозначно в законодательстве будут прописаны требования к профессиональному участнику рынка.