Ассоциация Региональное отраслевое объединение работодателей «Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей» (Ассоциация «Сахалинстрой», СРО-С-019-06072009) сообщила, что 30 августа этого года в её адрес поступило письмо из НОСТРОЙ (исходящее № 06-3030/22), в котором содержалось указание о том, что СРО не может делать и направлять по адресатам независимую экспертизу проектов нормативных актов, тем более на специальных фирменных бланках. В связи с этим дальневосточные саморегуляторы были вынуждены направить письмо на имя президента Национального объединения строителей, в котором дали развёрнутый ответ на вопрос о правах саморегулируемых организаций. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Южно-Сахалинска.
***
Представители саморегулируемой организации указали, что, в соответствии с предметом и содержанием деятельности и статьёй 5 действующего Устава СРО, Ассоциация «Сахалинстрой» постоянно реализует своё право на выполнение публично-значимых функций, установленных в подпунктах 3, 4 части 3 статьи 6 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» по участию в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов и муниципальных образований, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования.
Заключения о результатах проводимых независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов направляются в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления. В том числе, иногда и в НОСТРОЙ.
Также СРО на постоянной основе, вносит на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, Сахалинской области и органов местного самоуправления области предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления Сахалинской области политики в отношении предмета саморегулирования.
Представители саморегулируемого сообщества напомнили руководству Национального объединения, что с 1 января 2013 года в России действует статья 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которой организации обязаны разрабатывать внутренние документы по противодействии коррупционных проявлений и принимать реальные меры по предупреждению коррупции.
Согласно статье 6 указанного закона, одной из основных мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза внутренних и других правовых актов и их проектов. Поэтому при проведении ОРВ проектов федеральных законов и иных правовых актов предусмотрена антикоррупционная экспертиза специальными экспертами.
Ассоциация «Сахалинстрой» стала первой из сахалинских организаций, аккредитованной Минюстом России в качестве независимого эксперта по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (свидетельство Министерства юстиции РФ № 2803 от 22 августа 2017 года). Антикоррупционные заключения готовятся на основе Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утверждённой постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96. Специалисты аналитико-правового отдела Ассоциации «Сахалинстрой» также являются аккредитованными Минюстом России экспертами по проведению антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов.
Что же касается, специального фирменного бланка Ассоциации, который, судя по всему, вызвал особенное раздражение у функционеров НОСТРОЙ, то он предусмотрен для деловой переписки при реализации ещё одной функции – осуществление общественного контроля в сфере закупок в строительстве, предусмотренной частью 11, статьи 55.13 ГрК РФ. Кроме того, бланк антикоррупционной экспертизы Ассоциации «Сахалинстрой» был создан именно в целях соблюдения требований приказа Минюста России от 21 октября 2011 года № 363 «Об утверждении формы заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы» и включения всех обязательных положений требований законодательства РФ.
В связи с этим прямые попытки руководства НОСТРОЙ запретить саморегулируемым организациями проводить независимые экспертизы нормативно-правовых актов и ввести ограничение на участие в значимых для отрасли общественных дискуссиях, вызывают, по меньшей мере, недоумение у представителей сообщества.