Оценка опыта является одним из наиболее частых предметов споров между заказчиками и подрядчиками. На сегодняшний день в строительстве зафиксировано большое количество нарушений, связанных с разграничением опыта потенциальных исполнителей контракта в предквалификации. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Пензы.
***
Чаще всего роль арбитра в таких спорах приходится играть антимонопольному ведомству, а уже в случае несогласия сторон с его вердиктом, разговор продолжается в судебных инстанциях. Именно ФАС России ввёл различение строительного опыта, сузив предмет оценки. Так, например, в закупках на дорожное строительство, ремонт и обслуживание учитывается только конкретный опыт поставщика на дорогах общего пользования. То же самое касается и других специализаций в строительстве.
Текущей версией законодательства выделяется пять объектов капитального строительства. И если по какому-либо из этих типов закупаются строительно-монтажные работы, то опыт оценивается исключительно по аналогичным объектам.
При этом предквалификация распространяется на опыт, который есть у участника за последние пять лет до окончания срока подачи заявок (по Федеральным законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, а также по гражданским правовым договорам). Соответствующий порядок оценки вводится постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 года № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд…». Сделано это для того, чтобы дорожные контракты не смогли получать сомнительные компании, которые занимаются либо перепродажей заказов, либо откровенной манипуляцией рынком.
Изначально в Градостроительном кодексе РФ выделялось 4 вида объектов капстроительства. Однако в дальнейшем Минтранс России под давлением профессионального сообщества (после огромного количества жалоб) настоял на том, чтобы дорожное строительство было выделено в отдельную категорию. Теперь на любые закупки по автомобильным дорогам (будь то допуск или оценка) устанавливается особое положение. Если закупается строительство дороги, капитальный ремонт дороги или обслуживание, то в порядке предквалификации заказчик оценивает имеющийся у компании опыт лишь по автомобильным дорогам.
Портал «Цифровые закупки» цитирует исполняющего обязанности начальника Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России Ольгу Горбачёву: «Заказчику главное не ошибиться с выбором своего типа объекта. Бывает так, что заказчик оценивает объекты капстроя, а у него на самом деле мост, который является технически сложным либо уникальным сооружением».
Ранее опыт работ можно было показать на линейном объекте (водопроводе, кабельной трассе, линии ЛЭП), который не являлся автомобильной дорогой. Это приводило к печальным последствиям, когда дорожные контракты доставались компаниям из области капстроительства, которые не могли качественно выполнить работы или срывали сроки.
Некоторые заказчики в регионах также часто не могут правильно определиться с типом объекта капстроя, относящегося или не относящегося к категории объектов культурного наследия. Существуют региональные и федеральные перечни таких объектов, что приводит к путанице. На объекты такого типа распространяются совсем другие правила.
В то же время введение чётких разграничений по предквалификации позволило исключить злоупотребления со стороны заказчика. Теперь заказчик не может устанавливать в извещении две позиции одновременно (например, «уборка» и «техобслуживание инженерных систем»). Также исключён отказ в допуске к участию в закупке по основаниям, которые не предусмотрены постановлением Правительства № 2571. Были случаи, когда заказчик отказывал не только на основании тех документов, которые есть в составе заявки, а на основании документов, которые участник априори и не должен был включать в состав заявки.