В настоящее время на официальном портале по раскрытию информации опубликован проект постановления Правительства РФ «Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство».
С подробностями – наш добровольный столичный эксперт.
***
Проект постановления подготовлен во исполнение распоряжения российского Кабмина от 11 апреля 2022 года № 829-р, в соответствии с которым раздел III перечня государственных программ нашей страны, утверждённого распоряжением Правительства от 11 ноября 2010 года № 1950-р был дополнен комплексной государственной программой Российской Федерации «Строительство».
В отличие от пресловутой Стратегии развития строительной отрасли до 2035 года, конец работы над которой, судя по всему, придётся как раз на 2035-й, старт реализации госпрограммы намечен на 1 января 2023 года. То есть, всего через четыре с небольшим месяца.
Документ состоит из пяти разделов.
I. Оценка текущего состояния сферы строительства и управления государственными капитальными вложениями.
Раздел начинается со статистической справки – по данным Росстата объём работ по виду деятельности «Строительство» в 2021 году составил порядка 10,8 триллиона рублей (+6% к 2020 года в сопоставимых ценах), при этом по сравнению с 2010 годом данный показатель вырос на 13,5%. В отрасли находятся более 480-ти тысяч строительных организаций.
Строительная отрасль является одной из основных в российской экономике: в ней формируется около 6% совокупной валовой добавленной стоимости (ВДС) по экономике в целом. ВДС строительной отрасли (в сопоставимых ценах) в 2021 году находилась на 1,9% выше уровня 2011 года, что говорит о наличии потенциала для восстановительного роста строительной отрасли темпом, опережающим рост ВВП.
Ежегодный объём капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности составляет порядка 3,5 триллиона рублей, из них около 1-го триллиона рублей – инвестиции в федеральные объекты. Так, в 2019 году, инвестиции по федеральной адресной инвестиционной программе составили 845,7 миллиарда рублей, в 2020 году – 893,03 миллиарда рублей, в 2021 году – 936,7 миллиарда рублей.
Огромные деньги, которые, по оценкам экспертов Минстроя России, расходуются крайне неэффективно. Как показала многолетняя практика, действующая федеральная адресная инвестиционная программа финансово не сбалансирована, на что, в том числе, оказывает влияние удорожание строительных ресурсов. Кроме того, действующий порядок реализации инвестиционных проектов не обладает гибкостью к изменениям внешних условий и не позволяет оперативно корректировать ход исполнения программы капитальных вложений, препятствует эффективному кассовому исполнению.
Как изменить эту непростую ситуацию, написано во втором разделе, который называется...
II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями.
Авторы указывают, что приоритеты государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями определены в следующих источниках:
- Национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации, утверждёнными указами Президента Росси от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.
- Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
- Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.
Основными приоритетами государственной политики в сфере строительства и управления капитальными вложениями названы:
- формирование долгосрочной, прозрачной и сбалансированной программы капитальных вложений, которая предполагает, в том числе, переход к единому акту Правительства РФ по финансированию (софинансированию) объектов капитального строительства;
- цифровизация указанных процессов в государственной интегрированной информационной системе «Электронный бюджет»;
- а также сокращение объёмов незавершённого строительства.
Цель 1 – ежегодное увеличение доли введённых объектов капитального строительства в эксплуатацию от запланированных к вводу не менее 5%.
Цель 2 – достижение 100% введённых объектов капитального строительства к 2027 году от планового значения.
Цель 3 – достижение ежегодного кассового освоения средств федерального бюджета по капитальным вложениям на уровне не мене 99%.
Цель 4 – сокращение объёмов незавершённого строительства к 2027 году на 100 % от общего объёма запланированных к сокращению объектов незавершённого строительства.
О том, как достигать этих целей, написано в последующих разделах.
III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями.
Это самый лаконичный раздел документа, который занимает всего половину странички машинописного текста. Он отсылает пользователя к предыдущей части и указывает, что финансирование мероприятий госпрограммы осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за счёт внебюджетных источников. Объёмы средств подлежат ежегодному уточнению, исходя из необходимости достижения целей.
Очевидно, вопросы национальной безопасности, в том числе, и в части строительства, регулируются иными документами, которые имеют совершенно другой механизм утверждения и согласования.
IV. Задачи, определённые в соответствии с национальными целями.
В этом разделе можно увидеть исчерпывающий список из поставленных задач.
1. Совершенствование механизмов по управлению капитальными вложениями, в части оптимизации процедур по формированию и планированию бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений. В этот пункт входит повышение эффективности расходование бюджетных средств, сокращение админбарьеров и прочие благие пожелания.
2. Создание отдельного модуля управления капитальными вложениями и перевода всех процессов по формированию и реализации мероприятий по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в ГИИС «Электронный бюджет».
3. Централизации функций по обеспечению строительства объектов капитального строительства федеральной собственности.
4. Повышение компетенций и ответственности заказчиков строительства объектов федеральной адресной инвестиционной программы.
5. Создание механизмов по управлению объектами незавершённого строительства и выработка системных мер по их ликвидации.
V. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи в сферах реализации комплексных программ.
Последний раздел документа, относящийся к строительным комплексам субъектов, также весьма лаконичен. Он содержит отсыл к региональным госпрограммам Российской Федерации:
- «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа».
- «Развитие Северо-Кавказского федерального округа».
- «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
- «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя».
- «Социально-экономическое развитие Калининградской области».