Генеральный директор Ассоциации Региональное отраслевое объединение работодателей «Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей» (Ассоциация «Сахалинстрой», СРО-С-019-06072009) Валерий Мозолевский направил письмо на имя министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина, с продолжением критики системы строительного саморегулирования в России. В предыдущем послании эксперты дальневосточной СРО обратили внимание на такую актуальную проблему, как требования обязательных банковских гарантий, что, по их мнению, делает бессмысленным весь механизм использования компенсационных фондов! В продолжение диалога Валерий Павлович с коллегами поднял не менее важный вопрос – формальный подход к численности специалистов НРС на стройках. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Южно-Сахалинска.
***
Как отмечается в письме (копия есть в нашем распоряжении – ред.), главной задачей изменений, внесённых в 2016 году в Градостроительный кодекс РФ в рамках Федерального закона № 372-ФЗ, являлось обеспечение персонализации ответственности за обеспечение исполнения обязательств по заключённым подрядным договорам в строительной отрасли.
Эти задачи были поставлены Президентом России Владимиром Путиным в ответ на разросшуюся коммерциализацию саморегулируемых организаций в строительстве. Под персонально ответственными понимаются, прежде всего, СРО, обязанные отвечать за исполнения обязательств по договорам подряда своих членов, а также специалисты по организации строительства в должности главных инженеров проектов – отвечающие за организацию и обеспечение работ.
О том, как действующий порядок обеспечения ответственности через банковские гарантии сводит на нет сам смысл существования СРО, шла речь в первой части. Теперь же эксперты раскрыли второй пункт – почему до сих пор не работает персональная ответственность специалистов?
По мнению Ассоциации «Сахалинстрой», до настоящего времени, у застройщиков, у инспекторов ГИСН, инспектирующих строящиеся объекты, как и у подрядчиков, нет единого понимания – кто же такой, этот специалист по организации строительства, привлекаемый подрядчиком для обеспечения выполнения работ по подрядному договору? Какая у него должна быть позиция при строительстве объектов, какие у него должны быть роли, права и ответственность, как этот специалист взаимодействует с застройщиком и представителями иных организаций? Также непонятно, какие у данного лица реальные должностные обязанности и какую ответственность он несёт при организации строительства объекта капитального строительства, и какие документы он должен подписывать на протяжении всего периода исполнения подрядного договора?
В регламентирующих документах эти функции прописаны неявно и фрагментарно, поэтому до настоящего времени технические заказчики, региональные ГИСНы и органы исполнительной власти не обращают на этих специалистов внимания. Для всех их, в большинстве случаев, этих особых (членов НРС) специалистов как бы не существует.
В настоящее время строительная организация должна иметь в штате по основному месту работы не менее двух специалистов по организации строительства организующих выполнения работ на объектах. Эту позицию НОСТРОЙ и НОПРИЗ и пытаются продвигать, требуя предоставить информацию о наполняемости (не менее 2-х) членов саморегулируемых организаций этими специалистами, независимо от того, есть ли у этих членов действующие контракты или нет.
Однако наличие этих специалистов, членов НРС в должности главных инженеров проектов и реальная организация ими строительных работ при реализации проектов строительства конкретных объектах капитального строительства никого чаще всего не интересует – ни технических заказчиков, ни контрольно-надзорные органы. Факт наличия в штате строительных организаций таких специалистов проверяет только СРО, при приёме в члены и в рамках плановых проверок соблюдения требований к членству раз в три года.
Для исправления этого формального и не работающего подхода Ассоциация «Сахалинстрой» неоднократно обращала внимание президента НОСТРОЙ, Минстроя России и технических заказчиков на необходимость получения от подрядчика информации о таком специалисте и необходимости проверки реального выполнения ГИПом своих обязанностей на строительной площадке.
И в очередной раз эксперты СРО рекомендуют рассмотреть вопрос о внесении дополнений в приказ Минстроя России от 14 января 2022 года № 9/пр, которые обеспечат исполнение требований Градостроительного кодекса РФ в части персонализации ответственности главных инженеров проектов – специалистов по организации строительства, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов, при исполнении подрядных договоров.
Результатом этой работы должно стать со стороны строительных компаний привлечение реальных специалистов, включённых в НРС, а не формальное соблюдение требований о соответствии к членству в саморегулируемой организации.