Для государственных и муниципальных заказчиков прописывание в условия торгов специфических требований, зачастую однозначно подогнанных под определённую компанию, является привычным способом отсеять нежелательных участников. Эта порочная практика по сию пору широко используется и не слишком сокращается, невзирая на все усилия законодателей с ней покончить. Защищать свои права подрядчикам приходится с помощью ФАС, а также в судебном порядке. Но и здесь есть свои проблемы – суды длительное время не могут сформировать единообразную практику относительно избыточных требований к участникам закупок со стороны государственных и муниципальных органов. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из подмосковного Красногорска.
***
Государственные и муниципальные органы, как правило, предпочитают заключать контракты с узкими специалистами – преимущественно с лицами, деятельность которых ограничивается объектом конкретной закупки, – в связи с чем предприниматели более широкого профиля лишены возможности заключить госконтракт.
Как отмечают эксперты на портале «Гражданский контроль государственных закупок», зачастую суды допускают включение в документацию об аукционе любых требований к участникам закупки, ссылаясь при этом на формальное отсутствие ограничений в установленных законом правилах оценки заявок (в настоящее время утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 года № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 года № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»).
Заказчики самостоятельно формулируют конкретные требования к товарам, работам и услугам с учётом специфики их деятельности. В частности, к ним может относиться опыт выполнения конкретного вида работ (оказания услуг) или наличие у сотрудников определённого уровня образования. Однако такие требования должны соответствовать положениям законодательства о контрактной системе (статья 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Как разъяснено в письме Минэкономразвития России от 23 ноября 2015 года № Д28и-3507 «О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ», сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями 44-ФЗ не регламентированы. Учитывая изложенное, в случае установления данного показателя заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объёма как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, которые заключались, в том числе, в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Нередко заказчики злоупотребляют правами при определении критериев оценки заявок участников закупки, обязывая последних представить избыточные документы либо включая в документацию о закупке требования, не имеющие отношения к функциональным характеристикам товара, работ или услуг. Их оценку на предмет соответствия принципам контрактной системы – таким как открытость, прозрачность и обеспечение конкуренции, – в спорных ситуациях дают Федеральная антимонопольная служба и суды.
В частности, в постановлении АС Центрального округа от 23 ноября 2018 года № Ф10-4868/2018 по делу № А83-15928/2017 сделан вывод о том, что при описании объекта закупки используются, прежде всего, стандартные показатели товара. Применение иных показателей возможно лишь при наличии соответствующего обоснования. В этом деле суд признал незаконным включение в техзадание свойств товаров (строительных материалов), которые можно определить только лабораторным путём.
В то же время в отдельных случаях суды допускают излишнюю детализацию характеристик объекта закупки. В отличие от судов, в практике ФАС давно наметилась тенденция признавать неправомерными любые требования к участникам закупки, которые не могут быть обоснованы с точки зрения обычной хозяйственной деятельности. Так, территориальные органы ФАС признают незаконными:
– установление предельных максимальных показателей оценки нестоимостного критерия по опыту осуществления соответствующей деятельности (решение Краснодарского УФАС от 3 декабря 2020 года № 2075/2020 по делу № 023/06/54.3-6151/2020);
– требования к наличию у участника закупки особого статуса (например, членство в СРО), если это не предусмотрено законом (письмо ФАС России от 8 октября 2015 года № АЦ/54940/15);
– требования к предоставлению избыточных документов: например, не предусмотренных трудовым законодательством, подтверждающих наличие у персонала участника закупки должной квалификации (решение Московского УФАС от 22 марта 2021 года по делу № 077/06/106-4519/2021).
В судебной практике до недавнего времени наблюдался более формальный подход: суды зачастую приходили к выводу, что отсутствие в законе прямого запрета на включение в документацию о закупке того или иного требования к участникам торгов означает его допустимость.