Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2022 / 08 / 10 /
Опубликовано: 10 августа 2022 в 13:29
0    809

Директору СРО – на заметку! Хозяйствующие субъекты вправе жаловаться в ФАС на неисполнение ранее выданных предписаний в сфере госзакупок

Антимонопольное ведомство напоминает участникам рынка, что хозяйствующие субъекты имеют право жаловаться в ФАС на неисполнение предписаний в области госзакупок, выданных ранее. С подробностями – наш добровольный эксперт из подмосковного Подольска.

***

Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», участники процедуры закупки в случае нарушения их прав и законных интересов могут обжаловать в Федеральную антимонопольную службу в порядке, установленном статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия или бездействие заказчика, комиссии по осуществлению закупок и оператора электронной площадки.

К числу таких нарушений относится и проведение закупки без учёта предписаний Федеральной антимонопольной службы. Вопреки этому, некоторые суды нижестоящих инстанций в своих судебных решениях указывали, что они, якобы, не имеют полномочий рассматривать жалобы на неисполнение предписаний, ранее выданных ФАС.

Однако Арбитражный суд Московского округа указал, что при наличии в жалобе информации о совершении закупки с нарушением закона о закупках является достаточным основанием для принятия жалобы к рассмотрению.
Также Арбитражный суд Московского округа подчеркнул, что ФАС, будучи органом исполнительной власти, имеет полномочия по контролю за обеспечением равных условий для участников конкурентных торгов. Антимонопольная служба имеет право рассматривать жалобу участника торгов, и причислять (или не причислять) действия заказчика к числу нарушений, которые требуют обжалования.

Традиционным способом защиты своих прав и интересов от решений ФАС, негативно влияющих на закупочную деятельность, для заказчиков долгое время было обжалование решений, вынесенных антимонопольной службой. Согласно части 2 статьи 52 Федерального закона № 135-ФЗ и сложившейся судебной практики, в случае подачи иска исполнение предписания ФАС приостанавливалось.

Такая позиция судов не могла устроить антимонопольную службу. Поэтому в своём письме от 12 сентября 2019 года № ИА/79982/19 «О рассмотрении жалоб на действия организатора торгов, оператора электронной площадки в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции» антимонопольное ведомство указало, что «…по мнению ФАС России, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, который не относится к процедуре рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, и, соответственно, положения части 2 статьи 52 Закона о защите конкуренции не распространяются на случаи выдачи антимонопольным органом предписаний по итогам рассмотрения жалоб в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции».

Эта позиция ФАС была услышана судами. И они все чаще стали отказывать заявителям в автоматическом приостановлении предписаний антимонопольной службы.

Окончательно этот вопрос был закрыт Верховным судом РФ в апелляционном определении 25 февраля 2021 года № АПЛ20-532, оставив в силе решение Верховного Суда РФ от 10 ноября 2020 года по делу № АКПИ20-632: «Статья 18.1 Закона о защите конкуренции является специальной нормой, устанавливающей порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, она не содержит аналогичного установленного общей нормой порядка приостановления исполнения предписания антимонопольного органа в случае его обжалования в судебном порядке до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу, поэтому… исполнение предписания… может быть приостановлено лишь в случае принятия судом соответствующих обеспечительных мер».

С учётом этого нужно подчеркнуть, что действующее законодательство предусматривает административные штрафы за несвоевременное выполнение предписаний антимонопольного ведомства. Согласно части 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг влечёт наложение административного штрафа в размере:
  • от 30.000 до 50.000 рублей на должностных лиц;
  • от 300.000 до 500.000 рублей на юридических лиц.


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии