Министерство юстиции РФ зарегистрировало приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ от 30 июня 2022 года № 529/пр «О переносе сроков прохождения независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства». Его положения вызвали немало вопросов у представителей саморегулируемого сообщества. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Нижнего Новгорода.
***
Согласно приказу, при наступлении в 2022 году срока прохождения независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления указанного вида профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций, должностных обязанностей, срок прохождения такой независимой оценки квалификации переносится на 12 месяцев.
По мнению экспертов, приказ появился в виду серьёзных сомнений строительного ведомства в готовности системы независимой оценки квалификаций к работе в её нынешнем формате. Документ был издан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году». Приказ подписан министром строительства и ЖКХ РФ Иреком Файзуллиным и вступает в силу с 1 сентября 2022 года.
При этом в текущей формулировке текст приказа вызывает вопросы у саморегуляторов. Прежде всего, отмечается, что в документе говорится о лицах, претендующих на осуществление профессиональной деятельности. То есть, не понятно, распространяется ли приказ на тех, кто уже включён в реестр?
Становится неясным механизм попадания в НРС после 1 сентября, поскольку повышение квалификации уже не требуется, а механизм НОК ещё не действует.
Наконец, у юристов возникают обоснованные сомнения в том, может ли приказ министерства изменять срок, который прописан в федеральном законе (по определению имеющим более высокий приоритет)?
Остаётся неразрешённым и большой комплекс вопросов, который относится к НОК. В частности, отсутствует какая-либо ответственность ЦОКов или Нацобъединений за некомпетентные действия лица, прошедшего тестирование и получившего свидетельство. По мнению независимых наблюдателей, наличие свидетельства (сертификата) о прохождении НОК в реальности не свидетельствует о возможности и готовности сотрудника выполнять возложенную на него трудовую функцию «организатор строительного производства» в должности «главного инженера проекта». А Трудовым кодексом РФ не предусмотрено в качестве основания для увольнения получение работником неудовлетворительной оценки по итогам прохождения профессионального экзамена.
Также представители СРО и строительного комплекса неоднократно высказывали опасения о том, что введение НОК окажет серьёзную дополнительную финансовую нагрузку. Так, согласно одному из ориентировочных расчётов, стоимость проведения оценки квалификации (проводимой с периодичностью один раз в 5 лет) одного специалиста в области строительства предположительно в среднем планируется около 20.000 рублей. К данным расходам также необходимо добавить расходы на прохождение сотрудниками, всё того же повышения квалификации. А это ещё минимум 15.000 рублей…