Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакассия столкнулось с массовыми жалобами на результаты торгов в сельских муниципалитетах. Жалобы признаны обоснованными, должностные лица сельсоветов понесут административную ответственность за допущенные серьёзные нарушения. Несколько проведённых муниципальными заказчиками торгов либо не состоялись, либо были аннулированы по причине существенных ошибок в закупочных документациях. Немало из них связаны с изменившимся требованиями к членству в СРО в части минимальной суммы контракта. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Абакана.
***
Заместитель руководителя регионального УФАС Ольга Широкова (на снимке – ред.) сообщила, что в июне ведомство рассмотрело несколько жалоб, поступивших от так называемых «профессиональных жалобщиков», на положения извещений электронных аукционов. Однако при рассмотрении претензии оказались обоснованными, так что антимонопольная служба приняла решение создать памятку для заказчиков и подрядчиков, в которую собрало примеры типовых нарушений.
1. По закону, планируя провести аукцион на капремонт, строительство или реконструкцию зданий, к извещению об этом заказчик обязан прикрепить в ЕИС проектно-сметную документацию в полном объёме. Даже если планируются частичные ремонт или работы в здании.
2. При проведении аукциона на капитальный ремонт зданий следует помнить – если начальная максимальная цена контракта превышает 5 миллионов рублей (для муниципальных заказчиков) и 10 миллионов рублей (для госзаказчиков) – необходимо в извещении установить обязательные дополнительные требования к участникам закупки. Например: наличие финансовых ресурсов, трудовых ресурсов необходимой квалификации, оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контрактов; опыта работы подобных подрядов и деловой репутации и другое. Законодательно также расширен перечень товаров, работ, услуг, подпадающих под дополнительные требования.
3. Планируя закупку инженерных изысканий, подготовки проектной документации для строительства/реконструкции объектов с привлечением средств федерального бюджета, в техзадании обязательно прописывайте «Формирование и ведение информационной модели» подрядчиком. Такая норма стала обязательной с 1 января 2022 года.
Также в Хакасском УФАС убедительно попросили всех без исключения муниципальных заказчиков обратить внимание на положения Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг».
По данным регионального управления антимонопольного органа, в июне из-за вышеуказанных ошибок заказчиков аннулированы закупки:
– на проектирование и строительство многоквартирных домов в селе Пуланколь Аскизского района и селе Приисковое Орджоникидзевского района (начальные цены контрактов 29,2 миллиона и 77,8 миллиона, соответственно);
– на капремонт части здания Дома творчества в селе Шира (начальная цена контракта – 6,8 миллиона);
– на капремонт здания средней школы № 2 в селе Коммунар Ширинского района (начальная цена контракта – 12 миллионов).
Антимонопольное ведомство ещё раз напомнило всем заказчикам о важных законодательных изменениях, вступивших в силу с 1 мая текущего года:
1) Требование к участнику закупки о подтверждении членства в соответствующей СРО можно установить только при начальной максимальной цене контракта свыше 10-ти миллионов рублей (ранее было 3 миллиона);
2) Сроки оплаты для федеральных органов исполнительной власти за исполненный контракт составляют 7 рабочих дней, с 1 июля – и для муниципальных заказчиков.
Очевидно, что под вопросом остаётся проблема контроля качества и обеспечения договорных обязательств на объектах с ценой работ до 10-ти миллионов. Теперь саморегулируемые организации уже не могут осуществлять контрольные мероприятия и не являются гарантом для таких муниципальных и государственных заказов.