Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2022 / 07 / 04 /
Опубликовано: 04 июля 2022 в 11:29
0    1190

Михаил Посохин: Необходимо перевести учебный процесс студентов профильных вузов в практическую плоскость

В минувший четверг, 30 июня 2022 года состоялось совместное заседание трёх комиссий Общественного совета Минстроя России: комиссии в сфере градостроительной деятельности, архитектуры и гражданского строительства, комиссии по вопросам кадрового потенциала и комиссии по вопросам разрешительной документации, по теме «Актуальные вопросы системы образования в области архитектуры и градостроительства». Модератором выступила руководитель комиссии ОС в сфере градостроительства и архитектуры Татьяна Тихонова. Об этом сообщили наши коллеги из пресс-службы Национального объединения изыскателей и проектировщиков.

Президент НОПРИЗ, руководитель комиссии ОС по саморегулированию, председатель Совета по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства и архитектурно-строительного проектирования Михаил Посохин выступил с предложениями переориентирования учебного процесса студентов архитектурных и строительных вузов в практическую плоскость.

Михаил Михайлович подчеркнул, что студенты не должны получать только теоретические научные знания, необходимо применение знаний на деле, в ходе реализации конкретных проектов. И этот процесс должен быть организован на базе вузов. При условии создания на базе ведущих российских вузов в разных городах проектно-научных подразделений, которые будут получать реальные заказы на реализацию архитектурных проектов, на проектирование объектов капитального строительства, удастся решить несколько очень серьёзных задач.

Во-первых, такие проектно-научные подразделения смогут приносить прибыль вузу, а во-вторых, студенты в силу своих возможностей смогут работать над реальными проектами, получая оплату за свой труд, имея возможность определиться с направлением дальнейшей профессиональной деятельности, и нарабатывая опыт и трудовой стаж. Речь идёт именно о реальных проектах, реализуемых по всей строгости норм ответственности за результат, участие в которых является временным трудоустройством студента (и это очень важно для него в экономическом аспекте), открывает ему возможность для профессионального роста рядом с его наставником и позволяет принять осмысленное решение для своей будущей карьеры. Конкурентная среда выбора студентов для участия в конкретных проектах будет являться стимулом для них иметь высокие показатели по учебе уже на младших курсах.

По мнению господина Посохина, проект можно запустить в двух-трёх пилотных зонах на базе ведущих вузов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Далее полученный опыт можно будет распространить на другие учебные заведения. НОПРИЗ готов принимать в реализации такого проекта самое активное участие, в том числе в рамках работы консорциума «Строительства и архитектура» и Совета по профессиональным квалификациям.

Главный архитектор Московской области Александра Кузьмина поддержала мнение о недостаточности практических знаний и опыта у выпускников большинства российских вузов. Решению этого вопроса могла бы поспособствовать система специалитета, привлечение практикующих архитекторов к работе в вузах на постоянной основе, а также придание образовательным программам более прикладного характера.

Ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский отметил, что качественный уровень образования в МАРХИ является достаточно конкурентоспособным на мировой арене, однако допустил целесообразность пересмотра отдельных образовательных программ.
Руководитель комиссии по вопросам разрешительной деятельности и совершенствования нормативной базы в строительстве, генеральный директор МОСЭКСПЕРТ Анатолий Воронин предложил подготовить «дорожную карту», отражающую прямую зависимость качества проектной документации от качества профессионального образования, и содержащую четкий план по ее реализации. В качестве разработчика такой карты был предложен НОПРИЗ. Также он обратил внимание на необходимость сотрудничества ГИПов и ГАПов с экспертами органов экспертизы, и более глубокого понимания механизмов профессиональной деятельности друг друга, предложив ввести в учебную программу МАРХИ «Час экспертизы».

Вице-президент, член Совета НОПРИЗ Алексей Воронцов рассказал про разработку профессиональных стандартов в области архитектуры и градостроительства, в частности про планы по замене профессионального стандарта «Градостроитель» на профессиональный стандарт «Архитектор-Градостроитель» и необходимость возвращения программ специалитета сроком подготовки 6 лет.

Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков указал на важность развития системы Центров оценки квалификаций, что в значительной мере помогает не только подтверждать профессиональный уровень, но и непрерывно повышать его.
Председатель Совета по архитектурному образованию и аккредитации Союза архитекторов России Елена Баженова высказалась за гармонизацию учебных программ с профессиональными стандартами и отметила перевес гуманитарных знаний техническим в архитектурных вузах.

Заместитель руководителя Аппарата НОПРИЗ Надежда Прокопьева рассказала, что на прошлой неделе в Красноярске при активном участии Национального объединения прошёл трёхдневный градостроительный форум «Развитие строительной отрасли Российской Федерации», в ходе которого состоялась сессия, посвящённая кадровому вопросу, а также пленарное заседание, где выступили эксперты НОПРИЗ, НОСТРОЙ, ведущих архитектурно-строительных вузов страны с докладами, посвящёнными, в том числе, реформе образования. Был одобрен проект Концепции подготовки кадров для строительной отрасли до 2035 года, поставлены задачи планирования и реализации мер поддержки передовых инженерных школ строительной направленности в рамках государственной программы «Строительство», поддержаны идеи развития движения студенческих строительных отрядов как инструмента, объединяющего профессиональную подготовку и патриотическое воспитание. Участники градостроительного форума пришли к единому решению, что для дальнейшего развития российского строительного образования необходимо как продолжить лучшие традиции российской и советской образовательных систем, так и учесть положительный опыт Болонской системы образования.

Говоря о независимой оценке квалификаций, докладчик отметила, что данная система впервые предоставляет уникальную возможность молодым специалистам, имеющим стаж работы от 5 лет, получить статус ГИПа и ГАПа и быть внесенными в национальный реестр специалистов.

Свои предложения по теме «Актуальные вопросы системы образования в области архитектуры и градостроительства» высказали также: директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина, директор центра оценки квалификаций Союза архитекторов России Марина Котельникова, ректор Уральского государственного архитектурно-художественного университета Александр Долгов, генеральный директор АО «Югинвестпроект» Илья Пономарёв.


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии