***
Документ подготовили Ассоциация саморегулируемая организация «Объединение строителей Кировской области» (Ассоциация СРО «ОСКО», СРО-С-081-27112009) и Союз строителей Кировской области. По их мнению, помимо общероссийских проблем, в последние несколько лет строители в регионе сталкиваются с субъективными местными, которые при ближайшем рассмотрении являются следствием управленческих проблем и принимаемых в настоящее время решений.
Речь идёт о вызывающем массу вопросов порядке заключения муниципальных и государственных заказов. Поскольку торги проходят посредством электронных аукционов, где единственным критерием отбора является цена, был нанесён огромный ущерб проектным и строительным организациям, работающим в этой сфере. В таких конкурсных процедурах чаще всего выигрывают фирмы, у которых, кроме допуска СРО и двух сотрудников, включённых в реестр специалистов, ничего нет: ни опыта, ни техники, ни квалифицированного персонала. Очень часто договоры исполняются крайне некачественно, а то и совсем не исполняются.
Конкурсные процедуры постоянно выигрывают иногородние проектировщики и строители, это, в подавляющем большинстве случаев, микропредприятия, созданные 2-5 лет назад, без необходимого персонала и материальной базы. Они, как правило, пытаются найти субподрядчиков в Кирове, и круг замыкается.
В то же время отсутствие гарантированного портфеля заказов даже на ближайший год вынудило добросовестные организации до минимума снизить постоянные затраты: сократить штаты специалистов, уменьшить зарплаты оставшимся, прекратить развитие материально-технической базы и повышение квалификации. Это, в свою очередь, привело к снижению качества выполняемых работ и увеличению сроков их выполнения.
Если ситуация с методами отбора подрядчиков в ближайшее время не измениться, то область может столкнуться с невозможностью выполнения национальных проектов, – предупреждают саморегуляторы и строители.
Проблемы возникают уже на уровне ценообразования. В Федеральном законе № 44-ФЗ законодатель определил порог для антидемпинговых мер при падении от начальной цены более 25%. В сегодняшней ситуации при годовой инфляции 15% и взрывном росте цен на основные стройматериалы, даже по начальной цене, определённой по федеральным расценкам, выполнить подряд часто представляется проблематичным.
На практике победителями электронных аукционов на проектно-изыскательские и строительные работы становятся фирмы-посредники, которые снижают начальную стоимость работ в два и более раза.
Статистика говорит сама за себя. По данным Кировстата, объём работ, выполненных собственными силами по виду экономической деятельности «Строительство» в 2021 году по отношению к 2020-му, сократился на 11,8% и составил 30,771 миллиарда рублей. Индекс физического объёма выполненных работ по виду деятельности «Строительство» за январь-февраль 2022 года по отношению к аналогичным месяцам прошлого года составил 86,1%. А по количеству введённых метров спад по отношению с прошлогодним получился двукратным.
По мнению авторов обращения, вина в этом не только несовершенной системы торгов и ценообразования, но и местных властей. Так, несколько отказов в выдаче разрешения на строительство администрации города Кирова на сегодняшний день Арбитражные суды уже признали незаконными.
Для нормализации ситуации предлагается большой перечень мер, из которых можно выделить следующие:
- Изменить кадровую политику в органах власти и поставить на руководящие строительной отраслью должности профессионалов.
- Выстроить градостроительную политику, разработав нормативную муниципальную законодательную базу, которая бы способствовала комплексному развитию как застроенных территорий Кирова, так и районов новой застройки.
- Срочно решить проблему с выдачей разрешений на строительство застройщикам по их обращениям в администрацию Кирова в 2021 году по участкам, которые принадлежат застройщикам на праве собственности и по которым понесены затраты на приобретение земельных участков, расселение жилья, располагавшегося на этих участках, проектно-изыскательские работы и прочее.
- Создать службу Единого заказчика на все заказы на строительство и проектирование по всем объектам области (независимо от ведомственной или муниципальной принадлежности) на базе Кировского областного государственного казённого учреждения «Управление капитального строительства».
- Обязать государственных и муниципальных заказчиков размещать заказы на проектно-изыскательские работы и строительство только с помощью открытых конкурсов. При этом применять основные нестоимостные критерии «Опыт работы» и «Наличие квалифицированных кадров».