Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2022 / 07 / 01 /
Опубликовано: 01 июля 2022 в 16:03
0    1319

Саморегуляторы и строители Кировской области бьют тревогу по поводу ситуации в строительной отрасли региона и предлагают срочные меры

Представители саморегулируемого и строительного сообщества Кировской области направили открытое письмо губернатору региона Игорю Васильеву, мэру Кирова Елене Ковалёвой и заместителю председателя Правительства РФ Марату Хуснуллину. Авторы обращения заявляют, что строительная отрасль данного субъекта Российской Федерации находится в состоянии глубокой стагнации, и предложили ряд мер, чтобы исправить ситуацию. Подробности – в статье нашего добровольного эксперта из Кирова.

***

Документ подготовили Ассоциация саморегулируемая организация «Объединение строителей Кировской области» (Ассоциация СРО «ОСКО», СРО-С-081-27112009) и Союз строителей Кировской области. По их мнению, помимо общероссийских проблем, в последние несколько лет строители в регионе сталкиваются с субъективными местными, которые при ближайшем рассмотрении являются следствием управленческих проблем и принимаемых в настоящее время решений.

Речь идёт о вызывающем массу вопросов порядке заключения муниципальных и государственных заказов. Поскольку торги проходят посредством электронных аукционов, где единственным критерием отбора является цена, был нанесён огромный ущерб проектным и строительным организациям, работающим в этой сфере. В таких конкурсных процедурах чаще всего выигрывают фирмы, у которых, кроме допуска СРО и двух сотрудников, включённых в реестр специалистов, ничего нет: ни опыта, ни техники, ни квалифицированного персонала. Очень часто договоры исполняются крайне некачественно, а то и совсем не исполняются.

Конкурсные процедуры постоянно выигрывают иногородние проектировщики и строители, это, в подавляющем большинстве случаев, микропредприятия, созданные 2-5 лет назад, без необходимого персонала и материальной базы. Они, как правило, пытаются найти субподрядчиков в Кирове, и круг замыкается.

В то же время отсутствие гарантированного портфеля заказов даже на ближайший год вынудило добросовестные организации до минимума снизить постоянные затраты: сократить штаты специалистов, уменьшить зарплаты оставшимся, прекратить развитие материально-технической базы и повышение квалификации. Это, в свою очередь, привело к снижению качества выполняемых работ и увеличению сроков их выполнения.

Если ситуация с методами отбора подрядчиков в ближайшее время не измениться, то область может столкнуться с невозможностью выполнения национальных проектов, – предупреждают саморегуляторы и строители.

Проблемы возникают уже на уровне ценообразования. В Федеральном законе № 44-ФЗ законодатель определил порог для антидемпинговых мер при падении от начальной цены более 25%. В сегодняшней ситуации при годовой инфляции 15% и взрывном росте цен на основные стройматериалы, даже по начальной цене, определённой по федеральным расценкам, выполнить подряд часто представляется проблематичным.

На практике победителями электронных аукционов на проектно-изыскательские и строительные работы становятся фирмы-посредники, которые снижают начальную стоимость работ в два и более раза.

Статистика говорит сама за себя. По данным Кировстата, объём работ, выполненных собственными силами по виду экономической деятельности «Строительство» в 2021 году по отношению к 2020-му, сократился на 11,8% и составил 30,771 миллиарда рублей. Индекс физического объёма выполненных работ по виду деятельности «Строительство» за январь-февраль 2022 года по отношению к аналогичным месяцам прошлого года составил 86,1%. А по количеству введённых метров спад по отношению с прошлогодним получился двукратным.

По мнению авторов обращения, вина в этом не только несовершенной системы торгов и ценообразования, но и местных властей. Так, несколько отказов в выдаче разрешения на строительство администрации города Кирова на сегодняшний день Арбитражные суды уже признали незаконными.

Для нормализации ситуации предлагается большой перечень мер, из которых можно выделить следующие:
  • Изменить кадровую политику в органах власти и поставить на руководящие строительной отраслью должности профессионалов.
  • Выстроить градостроительную политику, разработав нормативную муниципальную законодательную базу, которая бы способствовала комплексному развитию как застроенных территорий Кирова, так и районов новой застройки.
  • Срочно решить проблему с выдачей разрешений на строительство застройщикам по их обращениям в администрацию Кирова в 2021 году по участкам, которые принадлежат застройщикам на праве собственности и по которым понесены затраты на приобретение земельных участков, расселение жилья, располагавшегося на этих участках, проектно-изыскательские работы и прочее.
  • Создать службу Единого заказчика на все заказы на строительство и проектирование по всем объектам области (независимо от ведомственной или муниципальной принадлежности) на базе Кировского областного государственного казённого учреждения «Управление капитального строительства».
  • Обязать государственных и муниципальных заказчиков размещать заказы на проектно-изыскательские работы и строительство только с помощью открытых конкурсов. При этом применять основные нестоимостные критерии «Опыт работы» и «Наличие квалифицированных кадров».
Также предлагается модернизировать процедуру закупки, включая в состав лота несколько однотипных объектов строительства (например, реконструкция систем водоснабжения нескольких населённых пунктов) с графиком выполнения – 1 объект в год на 5 лет. Это позволит подрядчикам планировать свою работу на несколько лет вперёд, развивая необходимые компетенции и ресурсы. При этом оплачивать проектные и строительно-монтажные работы поэтапно на основании актов выполненных работ по государственным расценкам, действующим на момент сдачи работ.


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии